Catilinarische Existenz
"Рабочая поездка товарища Бэггинса на Одинокогорский металлургический комбинат" от Engineer_Otter:
archiveofourown.org/works/50832391
Начинается так:
Не бойтесь, там не сплошь описание, много и сцен. Текст на 5596 слов пересказывает всего "Хоббита" так, как если бы его писал умелый литературный ремесленник 1960х, печатающийся в советских НФ-журналах. Это даже не "нет проблем — есть задачи", а "нет конфликтов — есть задачи и решения". Конфликт в описанном коммунистическом Средиземье если и имеет место, то между хорошим и прекрасным. Зла нет; злой воли не существует как таковой. Смауг не разумное и злобное чудовище, а свихнувшаяся машина. Не разрушительная личность, а ошибка в технике. Последовательный коммунистический взгляд на мир не оставляет места для чудовищ и для зла. Для тени.
Конфликта между личными целями и общественными интересами тоже нет: личные цели (высокое качество жизни) автоматически достигаются в процессе труда на общее благо. Это возможно благодаря тому, что все здоровы на голову и никто не ставит себе целью обрести собственное княжество, храм имени себя, сто жён и армию рабов, к примеру. Как это выглядит в исполнении толкиновских народов, хоббитов, эльфов, орков и гномов, которые в оригинале таки регулярно воюют? Вот так, как в этом рассказе. И он достаточно хорошо написан и краток, чтобы не погасить читательский интерес. Длинную, как сам "Хоббит", историю без конфликта читать было б скучно, но автор пересказа сократил её ровно так, как надо. Стилизация получилась отличная.
Парадоксально, но "Хоббит" и вообще Арда Толкина с их полноценными конфликтами, яркими личными интересами и чётко прорисованным добром и злом более реалистичны с т.з. психологии и истории, чем перевёртыш в "соцреалистическую" утопию. Во "Властелине Колец" есть, емнип, только два персонажа без эгоистических мотивов: Гэндальф и Саурон. Оба — ангелы, светлый и тёмный, и оба альтруисты. При этом у взрослых читателей часто не вызывает доверия не только Саурон, но и Гэндальф с его тайными знаниями и многоходовой игрой людьми в шахматы. И это тоже реализм у Толкина, увы.
archiveofourown.org/works/50832391
Начинается так:
Утро товарища Бильбо Бэггинса началось с доставленной почтовым дроном записки от товарища Гэндальфа — знаменитого химика, историка и фольклориста. Тот собирался зайти в гости и интересовался, не утратил ли Бильбо вкуса к путешествиям и программированию. Вопрос, в целом, был резонным: все знали, что большинство хоббитов годам к тридцати определяется с предпочтениями в труде, искусстве и развлечениях, и, как правило, выбирает оседлый, близкий к земле образ жизни. В колхозе «Заветы Эру», где жил Бильбо, большинство хоббитов среднего возраста и старше занимались агрономией, селекцией, кулинарией и музицированием, а вот молодёжь пробовала всё подряд, от робототехники до астронавтики.
Не бойтесь, там не сплошь описание, много и сцен. Текст на 5596 слов пересказывает всего "Хоббита" так, как если бы его писал умелый литературный ремесленник 1960х, печатающийся в советских НФ-журналах. Это даже не "нет проблем — есть задачи", а "нет конфликтов — есть задачи и решения". Конфликт в описанном коммунистическом Средиземье если и имеет место, то между хорошим и прекрасным. Зла нет; злой воли не существует как таковой. Смауг не разумное и злобное чудовище, а свихнувшаяся машина. Не разрушительная личность, а ошибка в технике. Последовательный коммунистический взгляд на мир не оставляет места для чудовищ и для зла. Для тени.
Конфликта между личными целями и общественными интересами тоже нет: личные цели (высокое качество жизни) автоматически достигаются в процессе труда на общее благо. Это возможно благодаря тому, что все здоровы на голову и никто не ставит себе целью обрести собственное княжество, храм имени себя, сто жён и армию рабов, к примеру. Как это выглядит в исполнении толкиновских народов, хоббитов, эльфов, орков и гномов, которые в оригинале таки регулярно воюют? Вот так, как в этом рассказе. И он достаточно хорошо написан и краток, чтобы не погасить читательский интерес. Длинную, как сам "Хоббит", историю без конфликта читать было б скучно, но автор пересказа сократил её ровно так, как надо. Стилизация получилась отличная.
Парадоксально, но "Хоббит" и вообще Арда Толкина с их полноценными конфликтами, яркими личными интересами и чётко прорисованным добром и злом более реалистичны с т.з. психологии и истории, чем перевёртыш в "соцреалистическую" утопию. Во "Властелине Колец" есть, емнип, только два персонажа без эгоистических мотивов: Гэндальф и Саурон. Оба — ангелы, светлый и тёмный, и оба альтруисты. При этом у взрослых читателей часто не вызывает доверия не только Саурон, но и Гэндальф с его тайными знаниями и многоходовой игрой людьми в шахматы. И это тоже реализм у Толкина, увы.