Catilinarische Existenz
Кто-то недавно вышел на мой блог по поисковой фразе "фильм коба русская обезьяна".
Нет, Коба не русская обезьяна. Хотя это было бы не обидно - он очень крутой персонаж, у него одна из самых сильных сцен в голливудской кинофантастике, он самый драматичный и запоминающийся герой фильма. У образа Кобы просто другие культурные корни. Это
- во-первых, животные и геноцид их видов со стороны людей;
- во-вторых, североамериканские индейцы, которые тоже вот так воевали и заключали договора с белыми, как это показано в фильме, а в итоге лишились всего и оказались на грани полного вымирания, потому что белые не придерживались договоров;
- а в-третьих, американские негры.
Сцена с расстрелом людей Кобой - отсылка к сугубо комической роли негров в старой американской культуре ("- У нас взорвалась головка цилиндра. — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал? — Нет, мэм. Убило негра. — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь." (с) Марк Твен), к актёрам in blackface - белым актёрам, которые мазались чёрной краской и разыгрывали для белой публики смищные шютки про жизнь "черномазых унтерменшей". Пляска Кобы зеркалит унизительные кривляния классического комического негритоса - и оборачивает их логичным концом, в котором комический раб обретает субъектность.
Что не значит, будто между нами и Кобой нет параллелей. Они есть, потому что они есть между нами и индейцами, неграми и животными, и не надо воображать, что это для нас как-то унизительно, ага. Мы живые существа, а не человекообразная людоядная нелюдь, считающая себя юберами. Это правильно и хорошо, а быть нелюдью плохо. В лице элиты США мы имеем дело с бандой лживых чудовищ, это медицинский факт (и сами они это о себе прекрасно знают, иначе не снимали бы таких фильмов, как "Планета обезьян: Революция"). Нарушенная договорённость США с Россией о нерасширении НАТО на восток после распада СССР - как раз из разряда бело-индейских договоров о разграничении земли, всё новых и новых по мере того, как белые поселенцы нарушали старые и отнимали у коренных американцев всё больше жизненного пространства. Дойти ли до стадии вымирания в концлагерных резервациях или прикончить этого очередного западного агрессора, как прикончили всех предыдущих - выбор самих русских. У нас, в отличие от индейцев, этот выбор есть.
Нет, Коба не русская обезьяна. Хотя это было бы не обидно - он очень крутой персонаж, у него одна из самых сильных сцен в голливудской кинофантастике, он самый драматичный и запоминающийся герой фильма. У образа Кобы просто другие культурные корни. Это
- во-первых, животные и геноцид их видов со стороны людей;
- во-вторых, североамериканские индейцы, которые тоже вот так воевали и заключали договора с белыми, как это показано в фильме, а в итоге лишились всего и оказались на грани полного вымирания, потому что белые не придерживались договоров;
- а в-третьих, американские негры.
Сцена с расстрелом людей Кобой - отсылка к сугубо комической роли негров в старой американской культуре ("- У нас взорвалась головка цилиндра. — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал? — Нет, мэм. Убило негра. — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь." (с) Марк Твен), к актёрам in blackface - белым актёрам, которые мазались чёрной краской и разыгрывали для белой публики смищные шютки про жизнь "черномазых унтерменшей". Пляска Кобы зеркалит унизительные кривляния классического комического негритоса - и оборачивает их логичным концом, в котором комический раб обретает субъектность.
Что не значит, будто между нами и Кобой нет параллелей. Они есть, потому что они есть между нами и индейцами, неграми и животными, и не надо воображать, что это для нас как-то унизительно, ага. Мы живые существа, а не человекообразная людоядная нелюдь, считающая себя юберами. Это правильно и хорошо, а быть нелюдью плохо. В лице элиты США мы имеем дело с бандой лживых чудовищ, это медицинский факт (и сами они это о себе прекрасно знают, иначе не снимали бы таких фильмов, как "Планета обезьян: Революция"). Нарушенная договорённость США с Россией о нерасширении НАТО на восток после распада СССР - как раз из разряда бело-индейских договоров о разграничении земли, всё новых и новых по мере того, как белые поселенцы нарушали старые и отнимали у коренных американцев всё больше жизненного пространства. Дойти ли до стадии вымирания в концлагерных резервациях или прикончить этого очередного западного агрессора, как прикончили всех предыдущих - выбор самих русских. У нас, в отличие от индейцев, этот выбор есть.
Теперь ясно, почему какая-то американка возбухла и обвинила российскую косплеершу диснеевской Эсмеральды, которая нарисовала себе тёмную кожу, в расизме.
Хотя это, конечно, не совсем адекватно тоже, но теперь хоть понятно, откуда подобная логика взялась. Столкновение с этим случаем вызвало у меня в своё время изрядное недоумение.
Да, именно поэтому. Блэкфейс эз из ассоциируется с окорблением чёрных, хотя сам по себе, сферический в вакууме, может быть и антирасистским.
во-первых, животные и геноцид их видов со стороны людей;
Интересно, доживу ли я до времен, когда этот факт станет общепризнанным... насколько я могу судить, антропоцентризм распространен куда больше, чем шовинизм или расизм.
Nadia Yar, вообще никто не хочет всерьез. Спасением видов начинают заниматься, да и то со скрипом, когда особей остается несколько десятков, хорошо, если сотен. А этого бывает недостаточно для выживания вида.
20 век - период одного из самых массовых зооцидов в истории Земли. По вине человека.
А придётся, если наша планета должна остаться обитаемой.
Постоянно встречается точка зрения, что интересы человека как вида должны превалировать. Проще говоря, пусть все живые существа (речь прежде всего о дикой природе) сдохнут, лишь бы люди (некая их часть, как выясняется потом) остались.
В ответ на эту точку зрения принято политкорректно говорить, что истинные интересы человечества в целом в том, чтобы как можно больше видов сохранилось, но мне, честно говоря, пофиг на эти истинные интересы. Я, конечно, хорошо отношусь к людям, но не настолько, чтобы скормить им всё живое.
Nadia Yar,