Catilinarische Existenz
В оригинале и даже не на пиратском сайте:
www.fiftytwostories.com/?p=1338
На русском (начало рассказа, дальше - внизу страницы жать на ***).
Примечательно, что герой так до самого конца и не отрефлексировал глубинные причины своей утраты. Мысль "Я от МакИннеса не отличаюсь" где-то там in the back of the mind у него не блеснула. Я, в общем, и не ожидала - условности не дают. Если бы это был персонаж рассказа о нас, современных людях, автор мог бы одарить его такой критической рефлексией собственного поведения и понятий, по которым он живёт, но в историях о мужах старины вроде как не положено. Мы охотно приписываем людям старых времён некую варварскую, разбойничью, аморальную цельность, наилучшим образом выраженную хрестоматийным готтентотом: если я угналкозу коров и убил их хозяев, это хорошо, если у меня угнали коров и убили моего родича-пастуха - это плохо. Ту простоту, что хуже воровства. Нам нравится воображать её в архаично мыслящих людях и эскапировать в этот немудрёный образ мыслей хотя бы на время чтения фэнтэзюхи. Наша мораль, слишком тяжкая, не дающая спуску, нас будто гнетёт. Без неё - так нам кажется - людям жилось счастливей, целостнее и проще.
Готтентот, между тем, описал на примере кражи козы вовсе не собственный свой подход к близко и далеко живущим соседям. Он-то имел в виду образ мыслей асоциала, живущего вне морали. Он критически описал беспредельщика "без понятий".![](http://www.bigsauron.com/valid7053_h60a2e76bf9b712a89dce7ca77bedd4de.jpg)
www.fiftytwostories.com/?p=1338
На русском (начало рассказа, дальше - внизу страницы жать на ***).
Примечательно, что герой так до самого конца и не отрефлексировал глубинные причины своей утраты. Мысль "Я от МакИннеса не отличаюсь" где-то там in the back of the mind у него не блеснула. Я, в общем, и не ожидала - условности не дают. Если бы это был персонаж рассказа о нас, современных людях, автор мог бы одарить его такой критической рефлексией собственного поведения и понятий, по которым он живёт, но в историях о мужах старины вроде как не положено. Мы охотно приписываем людям старых времён некую варварскую, разбойничью, аморальную цельность, наилучшим образом выраженную хрестоматийным готтентотом: если я угнал
Готтентот, между тем, описал на примере кражи козы вовсе не собственный свой подход к близко и далеко живущим соседям. Он-то имел в виду образ мыслей асоциала, живущего вне морали. Он критически описал беспредельщика "без понятий".
![](http://www.bigsauron.com/valid7053_h60a2e76bf9b712a89dce7ca77bedd4de.jpg)
Я думаю, есть и другие причины. Меня вот мораль не гнетёт. Меня гнетёт, что люди аморальные по сравнению со мной получают (на короткой, на длинной ли дистанции - вопрос дискуссионный) какой-то бонус, им проще. По крайней мере так кажется. И внеморальность псевдо(?)архаики - это не желание пожить проще, а желание пожить в мире равенства.
Это не совсем то равенство, которое я имел ввиду. Ясное дело, что люди не одинаковы, разве это игнорируется? Я говорил о равенстве при целеполагании. Вот, допустим, возвращаясь к примеру про стадо коров. Есть два человека. Первому нужно стадо. Второму нужно стадо и не быть вором. Речь не идёт об их силе или уме или удачливости, это вторично. Речь о бремени изначальных установок. Их разность чувствуется как несправедливая, а в возможность приделать курсивную часть никто не верит (а жаль!), поэтому она отсекается. А в остальном я с тобой полностью согласен.
Вспомнилось стихотворение Бориса Рыжего:
Издевайся как хочешь, кощунствуй, Ахилл,
ты сильней и хитрей, мчи его вокруг Трои.
Прав ли, нет ли, безумец, но ты победил —
это первое, а правота — лишь второе.
Пусть тебя не простят, но и ты не простил.
Гнёт морали, да. Можно предположить, что, если второй ощущает разность бремени изначальных установок как несправедливую, то ему на самом деле нужно не столько стадо коров + не быть вором, сколько стадо коров + выглядеть хорошо в собственных глазах. Тогда он может радостно эскапировать в такой фэнтэзийный ландшафт, где можно выглядеть хорошо, будучи удачливым вором. Таких людей немало, мне встречались. Но наверняка достаточно и искренне недовольных несправедливым земным раскладом, в котором моральность может сделать человека слабее (а по справедливости должна бы делать сильнее).
Фишка в том, что мораль - коллективный фактор. Социальный. Она делает сильнее не отдельного человека, а всю общину, род, народ - вид, в конечном счёте.