Catilinarische Existenz
и частного владения оружием, с умением им пользоваться.
Это я сейчас читаю полную версию 1993 года, не сокращённую (ну и зачем было резать? ради чего??).
lib.rus.ec/b/437661/read
lib.rus.ec/b/440572/read
В Шире (он же Хоббитания) не принято было читать мудрёные книжки о разных давно прошедших делах, знать больше, чем требуется для повседневной жизни. Дурацкий закон Арагорна, запрещающий людям посещать Шир, довершил остальное, лишив ширских хоббитов важнейшего источника опыта, слухов и сведений о громадном окружающем мире. В итоге чудаковатый книжный червь, крипторолевик и глюколов Фолко оказался единственным жителем Шира, способным распознать такую банальную вещь, как надвигающаяся война. В книжках читал о таких вещах.
Вне Шира, в Арноре, поступь войны почуяли все неглупые люди, но это помогло мало, поскольку в стране уже триста лет царил сонный порядок, и все неприятные кровавые дела, связанные с оружием и умением им владеть, население охотно оставляло королевской страже. Там, куда стража не успевала доехать, люди, как правило, не умели и от разбойников защититься. И не желали учиться, хотя заезжая и местная бандота уже вовсю жгла деревни. Ничо так расслабились.
Кроме того, власти Соединённого Королевства - совершенные отморозки, предпринимающие военный поход, чтобы устроить вовсе бесприбыльный геноцид на далёких, чужих и необитаемых землях, на которые сами они даже не претендуют, против народа, который им ничего плохого не делал. Понятно, что разговаривать с ними самими, чокнутыми психопатами, потом тоже никто не стал. Но это уже другая тема.
Алсо, плохая новость для правоверных толкинистов: это таки Средиземье. Не какой-то другой похожий мир, а вот именно оно самое, которое описал Профессор. Одновременно это, конечно, мифическая Евразия, которую Профессор и имел в виду. Точка зрения другая, убеждения рассказчика совсем другие, а мир тот же. У Плутарха, апостола Иоанна и Александра Зиновьева тоже разные мировоззрения, но никому же не приходит в голову утверждать, что они описывают разные вселенные.
Это я сейчас читаю полную версию 1993 года, не сокращённую (ну и зачем было резать? ради чего??).
lib.rus.ec/b/437661/read
lib.rus.ec/b/440572/read
— Скажи, а ты читал эти книги? — не отставал гном.
Теперь уже не только взгляд, но и голос Торина обнаруживал его чрезвычайный интерес к Фолко.
Хоббит заколебался. Рассказать все этому странному гному? Рассказать, что он единственный, кто за последние семь лет входил в Библиотеку? Рассказать, как ночи напролет проводил он склонившись над старинными фолиантами, пытаясь разобраться в событиях невообразимо далекого прошлого? Рассказать, что он заслужил себе дурную славу хоббита «не от мира сего»?
(...)
— А много тебе довелось постранствовать? — с завистью спросил Фолко. — Счастливец! Я вот за всю свою жизнь ни разу не выбирался за пределы Хоббитании…
— Да и я не так уж и много где побывал, — ответил гном. — Многих встречал, много расспрашивал. О Хоббитании наслышаны все, но воочию видели немногие, — закон короля Элессара выполняется неукоснительно…
— И это сослужило нам, хоббитам, плохую службу, — сказал Фолко. — Мои сородичи и раньше-то мало интересовались делами внешнего мира, а после победы в Великой Войне окончательно решили, что зло избыто навечно. Король Элессар даровал нашим дедам новые земли, их нужно было осваивать, и хоббиты забыли обо всем прочем. Как и твои соплеменники, они тоже стали слишком беспечны… Впрочем, что значит «стали» — такими они и были всегда.
— А почему же ты другой? — спросил Торин.
— Трудно сказать. Может, потому, что меня очень рано научили читать, и так вышло, что я впился в нашу Библиотеку и не отходил от полок до тех пор, пока не прочитал всех рукописей хотя бы по одному разу… — Фолко неожиданно рассмеялся. — Часто я говорил такое, о чем все остальные и думать забыли: о Хоббичьем Ополчении, о Битве на Зеленых Полях… Сначала этому умилялись, потом стали коситься, а потом и вовсе невзлюбили. Я осмелился иметь собственное мнение! И зачастую не к месту вылезал с каким-нибудь историческим примером, чем немало конфузил наших старейшин. Прошлое научило меня пониманию настоящего, я стал задумываться над причинами, следствиями, стал собирать сведения, выспрашивать прохожих, как и ты. А вести из дальних краев становятся все тревожнее и непонятнее.
- из первой главы
Теперь уже не только взгляд, но и голос Торина обнаруживал его чрезвычайный интерес к Фолко.
Хоббит заколебался. Рассказать все этому странному гному? Рассказать, что он единственный, кто за последние семь лет входил в Библиотеку? Рассказать, как ночи напролет проводил он склонившись над старинными фолиантами, пытаясь разобраться в событиях невообразимо далекого прошлого? Рассказать, что он заслужил себе дурную славу хоббита «не от мира сего»?
(...)
— А много тебе довелось постранствовать? — с завистью спросил Фолко. — Счастливец! Я вот за всю свою жизнь ни разу не выбирался за пределы Хоббитании…
— Да и я не так уж и много где побывал, — ответил гном. — Многих встречал, много расспрашивал. О Хоббитании наслышаны все, но воочию видели немногие, — закон короля Элессара выполняется неукоснительно…
— И это сослужило нам, хоббитам, плохую службу, — сказал Фолко. — Мои сородичи и раньше-то мало интересовались делами внешнего мира, а после победы в Великой Войне окончательно решили, что зло избыто навечно. Король Элессар даровал нашим дедам новые земли, их нужно было осваивать, и хоббиты забыли обо всем прочем. Как и твои соплеменники, они тоже стали слишком беспечны… Впрочем, что значит «стали» — такими они и были всегда.
— А почему же ты другой? — спросил Торин.
— Трудно сказать. Может, потому, что меня очень рано научили читать, и так вышло, что я впился в нашу Библиотеку и не отходил от полок до тех пор, пока не прочитал всех рукописей хотя бы по одному разу… — Фолко неожиданно рассмеялся. — Часто я говорил такое, о чем все остальные и думать забыли: о Хоббичьем Ополчении, о Битве на Зеленых Полях… Сначала этому умилялись, потом стали коситься, а потом и вовсе невзлюбили. Я осмелился иметь собственное мнение! И зачастую не к месту вылезал с каким-нибудь историческим примером, чем немало конфузил наших старейшин. Прошлое научило меня пониманию настоящего, я стал задумываться над причинами, следствиями, стал собирать сведения, выспрашивать прохожих, как и ты. А вести из дальних краев становятся все тревожнее и непонятнее.
- из первой главы
В Шире (он же Хоббитания) не принято было читать мудрёные книжки о разных давно прошедших делах, знать больше, чем требуется для повседневной жизни. Дурацкий закон Арагорна, запрещающий людям посещать Шир, довершил остальное, лишив ширских хоббитов важнейшего источника опыта, слухов и сведений о громадном окружающем мире. В итоге чудаковатый книжный червь, крипторолевик и глюколов Фолко оказался единственным жителем Шира, способным распознать такую банальную вещь, как надвигающаяся война. В книжках читал о таких вещах.
Вне Шира, в Арноре, поступь войны почуяли все неглупые люди, но это помогло мало, поскольку в стране уже триста лет царил сонный порядок, и все неприятные кровавые дела, связанные с оружием и умением им владеть, население охотно оставляло королевской страже. Там, куда стража не успевала доехать, люди, как правило, не умели и от разбойников защититься. И не желали учиться, хотя заезжая и местная бандота уже вовсю жгла деревни. Ничо так расслабились.
Кроме того, власти Соединённого Королевства - совершенные отморозки, предпринимающие военный поход, чтобы устроить вовсе бесприбыльный геноцид на далёких, чужих и необитаемых землях, на которые сами они даже не претендуют, против народа, который им ничего плохого не делал. Понятно, что разговаривать с ними самими, чокнутыми психопатами, потом тоже никто не стал. Но это уже другая тема.
Алсо, плохая новость для правоверных толкинистов: это таки Средиземье. Не какой-то другой похожий мир, а вот именно оно самое, которое описал Профессор. Одновременно это, конечно, мифическая Евразия, которую Профессор и имел в виду. Точка зрения другая, убеждения рассказчика совсем другие, а мир тот же. У Плутарха, апостола Иоанна и Александра Зиновьева тоже разные мировоззрения, но никому же не приходит в голову утверждать, что они описывают разные вселенные.
Что-то я такого не помню...
Ну, не надо их демонизировать. Зла хоббиты никому не делали, помогали даже, если что.
В "Кольце Тьмы" есть персонаж куда хуже хоббитов. Это Олмер, невесть зачем затеявший войну против народов, которые ему ничего не сделали.
Олмер совершенно понятен, его мотивы. Вообще война в архаике сама по себе не считается чем-то плохим, напротив - это возможность показать доблесть. Отношение изменилось после того, как войны стали очень уж разрушительными и дорогостоящими в жизнях и ресурсах, да ещё люди стали поголовно грамотные и имеют возможность прочесть свидетельства о войне, которые изрядно остужают боевой задор. И то находятся желающие чуть что, сразу воевать.
У Толкина - считается. У него еще один нуменорский король очень хорошо про войну высказался... Не помните цитату?
Отношение изменилось после того, как войны стали очень уж разрушительными и дорогостоящими в жизнях и ресурсах,
Э, нет. Почитайте хотя бы некоторых писателей даже замшелых 16-17 веков (Рабле, Гриммельсгаузен) - ничего хорошего про войну они не пишут. "Хорошо относились" к войне только небольшое количество людей, тех, кто от войны получал выгоду.
Не помню; и сколько прошло со времён того короля до четвёртого века Четвёртой эпохи? Совсем другие народы, культура и люди. На западе войны и не нюхали, а на востоке многие успели и попробовать, и она им пришлась по вкусу. Там ведь не только в Олмере дело, заваруха случилась бы и без него, в другой форме. Много чего порушилось, многое накипело.
16-17 век - это прямо по следам Тридцатилетней войны, одной из самых страшных в истории человечества по своим последствиям. Это не архаика, а уже Новое время. В архаике, вон, Александра Македонского, тоже начавшего войну против кучи ничего не сделавших ему людей, многие почитали за бога.
Вообще война в архаике сама по себе не считается чем-то плохим, напротив - это возможность показать доблесть.
Вы что-то сами себе противоречите. Не готовиться к войне - плохо, а сама война - хорошо? Зачем перекладывать с больной головы на здоровую - виноваты не те, кто не готовились, а кто войну начал - то есть Олмер.
Не помню; и сколько прошло со времён того короля до четвёртого века Четвёртой эпохи? Совсем другие народы, культура и люди.
А чего вдруг Арнор и Гондор Четвертой Эпохи - архаичнее, чем средний Нуменор? И вообще, приведите мне хоть одну цитату из Толкина о том, что война - это хорошо. Насколько я помню, даже архаичные рохиррим такого не говорят.
Я не говорю, что арнорское население само виновато, что пострадало от войны, ибо не умело меч держать. В исходном посте я лишь указала на нецелесообразность и гибельность неумения и, главное, нежелания обращаться с оружием у больших масс народа. Ещё нагляднее эту тему раскрыл Андрей Круз в своей зомбиане.
А чего вдруг Арнор и Гондор Четвертой Эпохи - архаичнее, чем средний Нуменор?
Нуменор - не человеческое общество как мы его знаем. Болезни, нищета и голод, постоянные спутники жизни людей до наших времён, были там вообще неизвестны. Очень долго не было и войн, никаких вторжений. Смертей гораздо меньше и только в старости и, может, от несчастных случаев. А люди, которые воевали за и против Олмера, жили рука об руку с этими всадниками апокалипсиса. Это были такие же люди, как герои "Песни о полку Игореве". Перумовские образы вообще очень историчны.
Насколько я помню, даже архаичные рохиррим такого не говорят.
Что не мешало им энергично воевать, в том числе вести завоевательную войну под началом Арагорна (уже после Войны Кольца).
И вообще, приведите мне хоть одну цитату из Толкина о том, что война - это хорошо.
К чему? Я ж не про Толкиена, а про мнения персонажей КТ.
А я вижу. Орки Толкина "недоговороспособны".
они бывают и в составе отрядов грабителей, которые нападают на арнорские деревни из Ангмара.
Так это не орки, у Перумова-то. Просто "людское племя". Потому что не выказывают того отличия от людей, которое есть у Толкина.
В исходном посте я лишь указала на нецелесообразность и гибельность неумения и, главное, нежелания обращаться с оружием у больших масс народа.
Эх, таки не обойтись без цитаты нуменорского короля:
"Снаряжаться к войне, которая до поры лишь в помыслах, во дни мира обучать ремесленников и пахарей кровопролитию и сражению; вложить металл в руки алчных предводителей, которые возлюбят лишь завоевания и сочтут убиенных умножением своей славы? Скажут ли они Эру: "Зато враги твои были среди них"? Или ждать, сложа руки, пока безвинно гибнут друзья, пусть люди живут в мире, точно слепые, пока насильник не придет к воротам? И как им быть тогда - голыми руками противостоять металлу и вотще умереть или же обратиться в бегство, оставляя позади стенания женщин? Скажут ли они Эру: "Зато крови я не пролил"?"
Толкин не дурак, все это он понимал, и не было у него на это ответа. И нельзя заставлять "мирных пахарей" становиться воинами только потому, что "может быть война" - если они не хотят. В "ненасилии" прелесть хоббитов, хоть они и ограниченны.
Перумовские образы вообще очень историчны.
И причем здесь тогда Толкин?
в том числе вести завоевательную войну под началом Арагорна (уже после Войны Кольца).
"Завоевательных" войн не было. Вастаки всегда атаковали первыми.
К чему? Я ж не про Толкиена, а про мнения персонажей КТ.
Вы заявили, что "это то же самое Средиземье" и все такое, поэтому отвечайте "по Толкину". Если бы вы сказали: "Это другой мир, не Толкина" - то вопросов бы к вам не было.
Одиссей бы с тобой не согласился
А я вижу. Орки Толкина "недоговороспособны".
Я не вижу этого в его текстах. Может быть, для эльфов они таковы, но и эльфы для них такие же. Вы, по-моему, не уловили суть: Толкиен и Перумов с разных точек зрения и разных идейных позиций описывают один и тот же мир. Расхождения в таких случаях неминуемы, даже в фактах (хотя таких я пока не встретила), но идентичности мира это не отменяет. У Толкиена тоже много историчности, хотя она ретуширована идеологической мифологизацией.
Цитата хороша, иллюстрирует. В главе "Наместник" есть параллель:
Торин закусил губу.
— Я считаю, мы всегда должны рассчитывать на худшее и готовиться к нему! — сказал гном и упрямо нагнул голову.
— Тогда закрой наглухо городские ворота, заставь кузнецов дни и ночи ковать груды оружия, заставь всех надеть доспехи и взяться за мечи, отправь всех мужчин и подростков на рубежи, затей строительство оборонительных валов, преврати всю страну в огромный военный лагерь. — Рогволд говорил нахмурясь, и в его словах слышался гнев. — Ведь ты призываешь готовиться к худшему! Так и противостоять надо тогда в полную мощь! Посмотрим, что из этого выйдет… Люди схватятся за топоры, потому что привыкли жить по-человечески, отвечая за свое дело и занимаясь преимущественно им. Всякие меры должны быть оправданы.
Тут, правда, не про Эру, а более приземлённый момент - адекватность мер и реакция населения. С точки зрения арнорцев, готовиться к большой войне на тот момент нецелесообразно. Однако же по стране у них рыщут банды, причём частично явные темнушники. Проводят какие-то ритуалы с жертвами, пока что всего лишь коней, общаются с умертвиями. Поздновато разводить философию, и, к чести Наместника, он её не разводит. Пора действовать. То есть ответ на дилемму нуменорского короля, конечно же, есть, и реальная история давно его нам дала. Хотя я допускаю, что этот ответ не годился именно и конкретно для Нуменора.
"Завоевательных" войн не было. Вастаки всегда атаковали первыми.
Ага, и Нуменор они тоже атаковали...
Не согласна. У них мировоззрение разное, стало быть, и мир разный.
Поздновато разводить философию, и, к чести Наместника, он её не разводит.
В такой ситуации, разумеется, надо вооружаться. Но в Шире ситуация пока, как в Нуменоре - полная тишь и мир.
Ага, и Нуменор они тоже атаковали...
Они атаковали нуменорские поселения на материке. Но вообще я про Гондор говорю.
В приложении к ВК сказано то, что сказано - Арагорн ходил в походы на юг и за море Рун. Он много лет вёл войны на чужой земле, а не вастаки и харадрим.
Потому что они не давали покоя границам Гондора, что же тут непонятного?
В такой ситуации, разумеется, надо вооружаться. Но в Шире ситуация пока, как в Нуменоре - полная тишь и мир.
В Арноре - нет, но и там народ не спешит к чему-то готовиться.
Они атаковали нуменорские поселения на материке. Но вообще я про Гондор говорю.
Гондорцы ходили в походы на юг, захватили Умбар и грабили Харад. Очень много награбили, я помню описания.
Потому что они не давали покоя границам Гондора, что же тут непонятного?
Там такого, ЕМНИП, не сказано. Когда речь идёт о набегах степняков, Толкиен так и пишет. А тут наоборот, с войной на восток и юг пришёл Арагорн. Допустим, в качестве превентивной меры (но почему тогда Толкиен так и не написал?); но и об Олмере можно сказать то же самое. Невозможно жить в мире с людьми, устраивающими военные походы в далёкие древние пустыни ради бесприбыльного геноцида. Они недоговороспособны.
но и там народ не спешит к чему-то готовиться.
А зачем народу готовиться, если у них есть "дружина", то есть "профессиональные войска"? Никто же пока не знает о "пассионарии"- Олмере...
Гондорцы ходили в походы на юг, захватили Умбар и грабили Харад. Очень много награбили, я помню описания.
А вы еще раз почитайте - все это случилось после того, как вастаки и харадцы атаковали границы Гондора. И не один раз.
А тут наоборот, с войной на восток и юг пришёл Арагорн.
Толкин считал, что это настолько само собой разумеется, что не стал уточнять. Он же не знал, что его будут читать альтернативно одаренные читатели.
Невозможно жить в мире с людьми, устраивающими военные походы в далёкие древние пустыни ради бесприбыльного геноцида. Они недоговороспособны.
Учитывая, что буквально только что жители этих пустынь атаковали Гондор с намерением его уничтожить, деятельность Арагорна очень даже понятна. Уверена, что если бы они сидели тихо-мирно, никто бы их не трогал.
Nadia Yar, это у меня фейспалм от ваших высказываний.
Дык, никто Вас не заставляет их читать. Это Вы пришли ко мне учить, как понимать Профессора, а не я к Вам расхваливать книгу Перумова, нес па? У Вас нет никакой обязанности бросаться в каждое обсуждение Арды, как герой на вражескую амбразуру, чтобы оборонить священное писание Толкиена. Тем более что всё равно же ничего Вы таким образом не обороните.
А зачем народу готовиться, если у них есть "дружина", то есть "профессиональные войска"?
Они не справляются, а вокруг хозяйничают разбойные банды.
А вы еще раз почитайте - все это случилось после того, как вастаки и харадцы атаковали границы Гондора. И не один раз.
Там скорее такое ощущение, что дунэдайн и вастаки-харадрим атаковали друг друга по очереди. Вастаки были более агрессивны, южане гораздо меньше, между тем жертвами оккупации стали именно они. Видно, с вастаков нечего было брать, и гондорцы там не задержались. Впрочем, даже ответный удар не оправдывает грандиозный грабёж (если уж судить тех людей по нашим меркам).
Толкин считал, что это настолько само собой разумеется, что не стал уточнять.
Вы противоречите сами себе, цитирую: "А вы еще раз почитайте - все это случилось после того, как вастаки и харадцы атаковали границы Гондора. И не один раз." Толкиен очень даже уточнял, кто и когда пошёл на кого войной. Он имитировал летопись.
Он же не знал, что его будут читать альтернативно одаренные читатели.
Ещё одна хотя бы тень хамства с Вашей стороны, и нам придётся оборвать общение.
Учитывая, что буквально только что жители этих пустынь атаковали Гондор с намерением его уничтожить, деятельность Арагорна очень даже понятна. Уверена, что если бы они сидели тихо-мирно, никто бы их не трогал.
Нет, я о походе против орков, о котором рассказал Рогволд.