007: SkyfallПосмотрела нового Бонда. Впечатления... неоднозначные.
Осторожно, далее идут спойлеры и СПГС.Такое ощущение, что режиссёр начитался критиков, бережно собрал в папочку все претензии и уже на их основе сделал сюжет. Красной нитью через всю картину идёт конфликт «классики» и «модерна», ставится под сомнение сама необходимость существования бондиады. Буквально – общественный суд над МИ-6 и над всем, с ним связанным.
Это противопоставление начинается с самых первых секунд фильма. Раз – Бонд встречает раненного сослуживца и пытается ему помочь. Классический 007 просто в такие этически сложные ситуации не попадал, а тут явно видна современная тяга к психологизму. Но вот Бонд выходит из здания, пряча пистолет, и мы снова оказываемся в мире классики: богом забытая жопа мира, местный грязный народ, полностью индифферентный ко всяким выходкам, погоня по местному колориту на мотоцикле, потом на поезде, драки-шмаки... Вот прям в лучших традициях жанра.
Но при этом – Манипени. Раньше Бонд всегда был один против всего мира, а теперь у него есть связной, который его страхует и докладывает начальству в режиме он-лайн. И когда она стреляет... Это очень символично, как конец старой эпохи.
Следующая погоня уже «современного» образца: по центру Лондона, в час пик, в метро, с прямыми инструкциями от Q... С картой местности, переодеваниями и без стрельбы. Контраст прямо-таки бросается в глаза. А третья погоня... Скорее даже средневековая, нежели классическая. Защитить замок, спасти королеву, провести по тайным ходам, убить противников ловушками... И смотрится-то всё вполне органично! Подъёб засчитан. =)
читать дальшеПродолжая развивать тему психологичности и реализма, Бонд представлен нам старым, усталым, но очень упрямым персонажем. Он ушёл из разведки, благо, все считают его мёртвым, и засел в каком-то тропическом острове... Но что он делает? Пьёт. И бессмысленно рискует. Это выдаёт его зависимость, скуку, отчаяние... усталость. И старость. Теперь он может жить спокойно, но мирная жизнь ему не мила. И как раз в момент осознания этого – взрыв в МИ-6, как повод вернуться.
Но тесты – не сдал. Охренеть. Джеймс Бонд, который всегда был лучше всех, не справился с тестами на профпригодность! Фанаты классики в ужасе рвут на себе волосы и вопрошают, во что же превратился их любимый персонаж. Раньше у него только с печенью проблемы были, а в остальном – супермен. И вот в этом заключается противопоставление Бонда всему миру: в эпоху реализма он был неуязвимым супергероем, в эпоху экранизации комиксов – уязвимым человеком. Бинго? Пока не ясно.
Самый яркий элемент «модерна» – это Кью. Новый начальник отдела разработок юн, хипстероват и ядовит. В момент разговора в музее я чуть не прыгала, ибо это было такое изящное прощупывание подъёбками, что просто «Ах!». Несмотря на первую реакцию Бонда в стиле «Ёбаный Люся, куда катится мир!», Кью сумел доказать, что с ним нужно считаться и вообще внешность обманчива. И все слова... Намёки на то, что 007 устарел, давно и безнадёжно. Но когда Кью попросил вернуть технику обратно в целости и сохранности... «М-да, не так далеко мир и укатился. Какие бы новые игрушки отдел разработок не создавал, как бы молоды сами учёные не были, но они всё так же трясутся над своими детищами». Первый звоночек, первый намёк на ответ по всему фильму: изменилась только обёртка, не суть.
То, что М отправила Бонда на задание, зная, что он не уложился в нормативы... По мне так это признак очень большого доверия. Она знала, что 007 справится, несмотря на все препятствия, которые нынче предоставило ему собственное тело.
Сцена с наёмником... Чёткая метка: «Новый Бонд». Пока они в этом небоскрёбе были, я всё ждала, что 007 набросится на убийцу и спасёт невинную жертву, которой не повезло завести себе богатого врага. Ну как же! Ведь Джеймс Бонд всегда за бобро и справедливость, он обязательно должен всех спасти... Не спас. Позволил убийце сделать свою работу и только затем напал. Когда тот оказался недоступным для допроса, стало понятно зачем агент медлил: так он может получить за него плату и выйти на заказчика. Жестоко? Да. Справедливо? Ну, вряд ли убитый был няшкой. Няшек не заказывают лучшим убийцам. Правильно и дальновидно? Ещё как. Делала бы так разведка на самом деле? Вполне вероятно.
Но классический Бонд нам бы никогда этого не показал.
Манипени и бритва. Бритва и Манипени. *бродит из стороны в сторону* Очередная психологическая игра, которой не могло быть в классике. Там, можно сказать, оставались огрызки мужского шовинизма: да, девушка и красивая, и умная, и отважная, и с пистолетом... Но разве кто-то признавал, что она важная птица? Кто-то доверял? Не от необходимости, мол, вдвоём бить зло сподручнее, а просто так? Да, в классике девушек любили, ими восхищались, их опасались... Но уважения не было. А здесь – во всей красе. И даже внешность была не особо важна, мол, показали пару кадров в вечернем платье и всё. Программа выполнена, можно ставить галочку.
Словно для контраста с ней – Северин. Она сначала казалась обычной тёмной девушкой Бонда, которая влюбилась в него и резко решила стать хорошей, но... Но. Опять это психологизм, опять эта тоска и страх. Вот хоть убей не помню, чтобы хоть одна классическая «тёмная» боялась своего босса.
Покинутый остров. Хе-хе. Тапок в сторону современного общества, которое чересчур верит в СМИ. Раньше бондиана социальной критикой не славилась.
А вот сам Сильва – архаизм. Пусть он и перешёл на новые технологии и вообще модернизировался, но такой тип злодея остаётся пережитком прошлого. Одержимый жаждой мести, театральный, неэффективный... Когда он вышел из лифта в мозгу завертелось: «Дешёвая постановка театра одного актёра, старо и банально». Он как отчаянно молодящийся старик, не уловивший самой сути движения. Если сравнивать с диалогом с Кью – вообще небо и земля. Картинность и театральность прошлых эпох с импровизированным тролльством современности. Сильва – архаизм, искренне считающий, что он модерновый.
Ещё хотелось бы упомянуть про имена этого персонажа. Рауль – волк, Сильва – лес. Лесной, дикий волк, имя явно выбирали со смыслом. Тьяго (Сантьяго) Родригес – Иаков, сын Родриго. Библейское имя, да ещё с родственными узами... Как-то не так для злодея. А ещё Тьяго – это сокращение по каталонской традиции, на последние буквы, в испанской традиции сокращают по первым буквам (Санти). Может быть, он откуда-то из Каталонии изначально был, а может просто понравилось звучание – этого мы уже не узнаем.
Но вернёмся к нашим баранам. Одним из главных компонентов бондиады всегда оставался эротизм. Однако если в классике он концентрировался только и исключительно в бабах, то Скайфолл сделал подарок и слешерам.
Шутки шуткам, а в современном кинематографе во всю играют именно с этой категорией фанатов.
Суд над М... Враги не страны, но личности. Опять же, переход от общих штампов к психологичности. Сильва, выбравший форму полицейского, как бы намекает, что бяка может скрываться где угодно. Так же эта сцена весьма показательна тем, что красными буквами пишет: «Эти гражданские уже совсем зажрались»... И «гражданские» можно вполне заменить на «хомячки». Обвнинять, сидя перед компьютером или в тёплом зале заседаний – легко, а вот как вдруг в их теплый, уютный и безопасный мирок ворвался террорист с пушкой, все вдруг резко засаали и замолчали.
Последние сцены я комментировать не буду, с ними и так всё понятно, это кульминация всего сказанного выше. Хотелось бы только отметить поместье, которое мне странно напомнило то, в котором жил самый первый Бонд, показанное в «Казино Рояль». Может быть это, конечно, совпадение, тем более что смотрела я давно, а все шотландские поместья очень похожи для русского глаза, но... Но.
А ещё – пёс. Тот бульдог с английским флагом на спине. Уродец, стоявший на столе М. Единственный, переживший взрыв в её кабинете. Тот, которого она завещала Бонду. Эх, какая аллюзия на него самого: страшный, старый, но всех переживший.