Catilinarische Existenz
12.12.2012 в 09:03
Пишет JamesBond:Древнегреческий герой Джеймс Бонд. Убийца, озабоченный бессмертием
Если внимательно присмотреться к фильмам про Бэтмена, Человека-паука или Бонда, становится понятно, что в их основе лежит героический миф, самый известный из которых – подвиги Геракла. Герой в этом мифе обязательно воюет, охотится и приносит блага своему народу и своей земле.
Теперь, когда все, кто хотел, точно посмотрели последний фильм про Джеймса Бонда "Скайфолл", можно смело рассказывать, что в основе Бондианы, как и других блокбастеров, лежат всем известные древнегреческие мифы.
![](http://c.img22.rian.ru/images/91287/49/912874939.jpg)
читать дальше
Не знаю, как кинокритикам, но мне смотреть современные боевики довольно скучно – становится понятно, что кино для массового зрителя сделано по шаблону. И я решила разобраться, по какому. Оказалось, что сценаристы используют структуру героического мифа, довольно усредненную, чтобы зрителям в разных странах мира было одинаково интересно.
Голливудские сценаристы не отрицают осознанного использования мифологии при создании своих сценариев. И Джордж Лукас, автор "Звездных войн", и Стэнли Кубрик, автор "Космической Одиссеи 2001", и Кристофер Воглер, продюсер Disney Studio, признавались, что использовали в своей работе идеи американского мифолога-компаративиста Джозефа Кэмпбелла, которые он изложил в ставшей знаменитой книге “Тысячеликий герой” (The Hero with a Thousand Faces).
Кэмпбелл проанализировал главные героические мифы разных народов мира и выразил их сюжет в общей схеме, которую назвал "мономифом". Вкратце, его схема выглядит так: A call to adventure (Зов приключений) – A road of trial (Дорога испытаний) – The goal or boon (Обретение цели или дара) – The return to the ordinary world (Возвращение к обычной жизни) – The application of the boon (Применение дара).
Если внимательно присмотреться к фильмам про Бэтмена, Человека-паука или Бонда, становится понятно, что в их основе лежит героический миф, самый известный из которых – подвиги Геракла. Герой в этом мифе обязательно воюет, охотится и приносит блага своему народу и своей земле.
Джеймс Бонд – сотрудник спецслужбы Великобритании, поэтому в сфере его интересов – весь мир и все человечество. (Неслучайно один из фильмов Бондианы так и называется “И целого мира мало” (1999).
Имя героя мифа обычно указывает на черты его характера или связано с особенностями его биографии. Так, имя Тесей говорит о его силе, Персей – разрушитель, Геракл – "славный Герой", сын Геракла Телеф – Сияющий, Одиссей – гневливый.
Рассказывая о выборе имени главного героя, Ян Флеминг, автор Бондианы, объяснял, что “хотел найти что-то в высшей мере скучное”, поскольку представлял Джеймса Бонда “неинтересным человеком, с которым происходят разные вещи”. В понимании Флеминга, Бонд должен быть стать “нейтральной фигурой, анонимным и слепым орудием в руках государственного департамента”.
В итоге Флеминг взял для своего героя имя американского орнитолога Джеймса Бонда, о чем позже признался его жене: “оно поразило меня своей краткостью, неромантичностью и мужественностью”.
То есть Джеймс Бонд – это среднестатистический мужественный Иванов.
Настоящий мифологический герой – не совсем человек. Он сильнее, хитрее, выносливее, ловчее обычных людей. Поэтому в нем обязательно должно быть что-то от зверя.
![](http://c.img22.rian.ru/images/91287/54/912875434.jpg)
Геракл носит шкуру удушенного им Немейского льва в доказательство собственной силы, потому что победивший льва, в глазах древнегреческого человека, перенимает качества побежденного. Герой может воспитываться зверями (как Ромул и Рем) или вообще как зверь (например, Ахилл, которого все детство кормят внутренностями животных).
Поэтому герой жесток, опасен, иногда безнравственен, обладает животной сексуальностью и живучестью. Отсюда бесконечная вереница девушек Бонда, да и вообще, сексуальная привлекательность – отличительный признак героя боевика.
У Джеймса Бонда сверхспособности, на первый взгляд, вполне человеческие: он перепрыгивает с крыши на крышу дома, обладает сверхинтуицией, играя в покер, но также и звериной живучестью.
В "Казино "Рояль" Бонд так и не умирает, выпив яду, потом он переживает многочасовые пытки злодея Ле Шиффра, а в "Скайфолле" не тонет, подстреленный Манипенни или утопленный пособником Сильвы в озере.
Каждый мифологический герой по своей природе – воин, поэтому его героические качества неразрывно связаны с его оружием. Только он может справиться со своим мечом (поднять его) или копьем. Часто такое оружие – подарок богов или как-то иначе связано с сверхъестественными силами.
Ахилл получает свои доспехи от отца Пелея, который, в свою очередь, получает их от кентавра Хирона как свадебный подарок. И только Ахилл может использовать свое ясеневое копье, поэтому несчастный Патрокл даже не может поднять его.
Именно совладав с луком Одиссея по заданию Пенелопы, можно удостоиться ее руки и сердца. Естественно, это под силам только самому Одиссею.
Так и Walther PPK Джеймса Бонда подвластен только ему – он оснащен рукояткой, которая считывает отпечатки пальцев и ладони.
Путешествие героя – самый распространенный мотив в любой мифологии. Многие греческие трагедии рассказывают о возвращении героев с Троянской войны, самые знаменитые из которых – "Одиссея" Гомера и "Агамемнон" Эсхила.
Дело в том, что путешествие символизирует инициацию молодого героя и его вхождение в мир взрослых мужчин. Миф странствия – это аллегория странствия души в загробный мир. Во время путешествия герой ищет свою внутреннюю сущность и постигает свою судьбу, поэтому любой современный фильм (будь то мультик про Валли или "Гарри Поттер") не мыслим без путешествия.
Секретный агент Джеймс Бонд ездит в заграничные командировки по служебной необходимости. В “Скайфолле” Бонд перемещается из Стамбула в Лондон, из Лондона в Шанхай, потом в Макао и опять в Лондон, оттуда в Шотландию. В предыдущих фильмах маршруты еще богаче: Мадагаскар-Багамы-Черногория-Венеция-Гаити-Боливия-Россия.
Такой географический охват места действия фильма обусловлен сверхспособностями героев: проникать сквозь границы и страны (обыкновенному человеку нужны визы и время на их оформление), с легкостью менять климат и часовые пояса.
У зрителя создается впечатление, что весь мир находится под контролем и в зоне действия этих людей: что бы ни случилось, они как боги доберутся до любого труднодоступного уголка Земли в считанные часы.
Обязательная составляющая Бондианы и любого фильма про спасителя человечества – любовная история. И не только потому, что именно женщины, согласно исследованиям маркетологов, принимают решение о походе в кино.
Женщина – награда за подвиги, доказательство героического статуса, но, в то же время, самое опасное бремя для мужчины-героя.
Так, например, Парис получает любовь Елены в награду от Афродиты за то, что разрешил спор богинь о том, кто из них самая прекрасная, в ее пользу, но его связь с Еленой оказывается губительна для всего поколения греческих героев.
Геракл погибает от рук своей второй жены Деяниры, которая пропитала его платье отравленной кровью кентавра Несса. Медея, которую добыл Ясон как награду, убивает его детей.
Женщина – существо не мужского мира, поэтому союз с ней – выход за границу безопасности и комфорта, переход границ своей территории.
Тем не менее, завоевание женщины – стимул для совершения многих подвигов и даже развязывания войн. Покушение на женщину героя – это покушение на его героический статус, которое герой не может допустить.
То, что люди с такой опасной профессией, как у Джеймса Бонда, не могут иметь нормальную семейную жизнь, совершенно ясно им самим. Поэтому Бонд даже не пытается создать серьезные отношения, меняя подруг так же часто, как и задания от Ми-6.
Женщина в фильмах про спецагентов тут же делается приманкой и используется антагонистами как главная слабость героя. Увидев на дороге связанную Веспер Линд, Бонд круто сворачивает с трассы и попадает в плен к неприятелю.
В следующей серии мимолетный роман с сослуживицей Бонда Строберри Филдс оканчивается для нее смертью: Грин топит ее в сырой нефти. В "Скайфолл" Северин, женщина Сильвы, – это, прежде всего, способ до него добраться. Северин везет ему на остров в Южно-Китайском море погибель в образе Бонда.
![](http://d.img22.rian.ru/images/91287/59/912875990.jpg)
Но главная награда, помимо женщины, для героя – бессмертие или бессмертная слава. Физическая смерть Геракла привела его к бессмертной жизни на Олимпе в качестве мужа Гебы, богини вечной молодости. Ахилл, хотя и не побывал в царстве смерти, выбрав короткую жизнь славного воина и смерть на поле брани, обрел вечное бессмертие.
Забота о посмертной славе символизируется заботой о репутации и о собственном честном имени. Так, Джеймс Бонд хорошо известен своей навязчивой привычкой представляться всем своим визави: “Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд” – четко говорит он и девушкам, и противникам, и случайным встречным.
Но самое неприятное во всех современных героях, начиная от Джеймса Бонда и заканчивая Человеком-пауком или Бэтменом, что все эти ребята – все-таки убийцы.
В “Казино “Рояль” Бонд убивает как минимум троих (Моллак и угандийские повстанцы), троих в “Кванте Милосердия” (Митчел, глава полиции и Грин), Сильву и бесчисленное количество его пособников в "Скайфолле".
Убийство другого человека, пусть и злодея – и есть та граница, которая отделяет обычного человека от героя, та сверхспособность, которая не под силам среднестатистическому человеку, “негерою”.
![](http://e.img22.rian.ru/images/91287/85/912878521.jpg)
Чтобы компенсировать этические сомнения зрителя, убийство злодея представляется как избавление мира от нечисти. Так древнегреческие герои (Геракл, Персей, Одиссей) избавляли мир от так называемых хтонических существ (от гидры, медузы Горгоны, циклопа). Поэтому-то антагонист Бонда в "Скайфолле" – такой неприятный тип, называющий себя крысобоем.
Но и его все равно жалко.
URL записиЕсли внимательно присмотреться к фильмам про Бэтмена, Человека-паука или Бонда, становится понятно, что в их основе лежит героический миф, самый известный из которых – подвиги Геракла. Герой в этом мифе обязательно воюет, охотится и приносит блага своему народу и своей земле.
Теперь, когда все, кто хотел, точно посмотрели последний фильм про Джеймса Бонда "Скайфолл", можно смело рассказывать, что в основе Бондианы, как и других блокбастеров, лежат всем известные древнегреческие мифы.
![](http://c.img22.rian.ru/images/91287/49/912874939.jpg)
читать дальше
Не знаю, как кинокритикам, но мне смотреть современные боевики довольно скучно – становится понятно, что кино для массового зрителя сделано по шаблону. И я решила разобраться, по какому. Оказалось, что сценаристы используют структуру героического мифа, довольно усредненную, чтобы зрителям в разных странах мира было одинаково интересно.
Скучный, среднестатистический Геракл
Голливудские сценаристы не отрицают осознанного использования мифологии при создании своих сценариев. И Джордж Лукас, автор "Звездных войн", и Стэнли Кубрик, автор "Космической Одиссеи 2001", и Кристофер Воглер, продюсер Disney Studio, признавались, что использовали в своей работе идеи американского мифолога-компаративиста Джозефа Кэмпбелла, которые он изложил в ставшей знаменитой книге “Тысячеликий герой” (The Hero with a Thousand Faces).
Кэмпбелл проанализировал главные героические мифы разных народов мира и выразил их сюжет в общей схеме, которую назвал "мономифом". Вкратце, его схема выглядит так: A call to adventure (Зов приключений) – A road of trial (Дорога испытаний) – The goal or boon (Обретение цели или дара) – The return to the ordinary world (Возвращение к обычной жизни) – The application of the boon (Применение дара).
Если внимательно присмотреться к фильмам про Бэтмена, Человека-паука или Бонда, становится понятно, что в их основе лежит героический миф, самый известный из которых – подвиги Геракла. Герой в этом мифе обязательно воюет, охотится и приносит блага своему народу и своей земле.
Джеймс Бонд – сотрудник спецслужбы Великобритании, поэтому в сфере его интересов – весь мир и все человечество. (Неслучайно один из фильмов Бондианы так и называется “И целого мира мало” (1999).
Имя героя мифа обычно указывает на черты его характера или связано с особенностями его биографии. Так, имя Тесей говорит о его силе, Персей – разрушитель, Геракл – "славный Герой", сын Геракла Телеф – Сияющий, Одиссей – гневливый.
Рассказывая о выборе имени главного героя, Ян Флеминг, автор Бондианы, объяснял, что “хотел найти что-то в высшей мере скучное”, поскольку представлял Джеймса Бонда “неинтересным человеком, с которым происходят разные вещи”. В понимании Флеминга, Бонд должен быть стать “нейтральной фигурой, анонимным и слепым орудием в руках государственного департамента”.
В итоге Флеминг взял для своего героя имя американского орнитолога Джеймса Бонда, о чем позже признался его жене: “оно поразило меня своей краткостью, неромантичностью и мужественностью”.
То есть Джеймс Бонд – это среднестатистический мужественный Иванов.
Не умирает, не тонет. И сексуален как зверь
Настоящий мифологический герой – не совсем человек. Он сильнее, хитрее, выносливее, ловчее обычных людей. Поэтому в нем обязательно должно быть что-то от зверя.
![](http://c.img22.rian.ru/images/91287/54/912875434.jpg)
Геракл носит шкуру удушенного им Немейского льва в доказательство собственной силы, потому что победивший льва, в глазах древнегреческого человека, перенимает качества побежденного. Герой может воспитываться зверями (как Ромул и Рем) или вообще как зверь (например, Ахилл, которого все детство кормят внутренностями животных).
Поэтому герой жесток, опасен, иногда безнравственен, обладает животной сексуальностью и живучестью. Отсюда бесконечная вереница девушек Бонда, да и вообще, сексуальная привлекательность – отличительный признак героя боевика.
У Джеймса Бонда сверхспособности, на первый взгляд, вполне человеческие: он перепрыгивает с крыши на крышу дома, обладает сверхинтуицией, играя в покер, но также и звериной живучестью.
В "Казино "Рояль" Бонд так и не умирает, выпив яду, потом он переживает многочасовые пытки злодея Ле Шиффра, а в "Скайфолле" не тонет, подстреленный Манипенни или утопленный пособником Сильвы в озере.
Джеймс Бонд, где твой меч?
Каждый мифологический герой по своей природе – воин, поэтому его героические качества неразрывно связаны с его оружием. Только он может справиться со своим мечом (поднять его) или копьем. Часто такое оружие – подарок богов или как-то иначе связано с сверхъестественными силами.
Ахилл получает свои доспехи от отца Пелея, который, в свою очередь, получает их от кентавра Хирона как свадебный подарок. И только Ахилл может использовать свое ясеневое копье, поэтому несчастный Патрокл даже не может поднять его.
Именно совладав с луком Одиссея по заданию Пенелопы, можно удостоиться ее руки и сердца. Естественно, это под силам только самому Одиссею.
Так и Walther PPK Джеймса Бонда подвластен только ему – он оснащен рукояткой, которая считывает отпечатки пальцев и ладони.
Загранкомандировка в ад
Путешествие героя – самый распространенный мотив в любой мифологии. Многие греческие трагедии рассказывают о возвращении героев с Троянской войны, самые знаменитые из которых – "Одиссея" Гомера и "Агамемнон" Эсхила.
Дело в том, что путешествие символизирует инициацию молодого героя и его вхождение в мир взрослых мужчин. Миф странствия – это аллегория странствия души в загробный мир. Во время путешествия герой ищет свою внутреннюю сущность и постигает свою судьбу, поэтому любой современный фильм (будь то мультик про Валли или "Гарри Поттер") не мыслим без путешествия.
Секретный агент Джеймс Бонд ездит в заграничные командировки по служебной необходимости. В “Скайфолле” Бонд перемещается из Стамбула в Лондон, из Лондона в Шанхай, потом в Макао и опять в Лондон, оттуда в Шотландию. В предыдущих фильмах маршруты еще богаче: Мадагаскар-Багамы-Черногория-Венеция-Гаити-Боливия-Россия.
Такой географический охват места действия фильма обусловлен сверхспособностями героев: проникать сквозь границы и страны (обыкновенному человеку нужны визы и время на их оформление), с легкостью менять климат и часовые пояса.
У зрителя создается впечатление, что весь мир находится под контролем и в зоне действия этих людей: что бы ни случилось, они как боги доберутся до любого труднодоступного уголка Земли в считанные часы.
Женщина как бремя для героя
Обязательная составляющая Бондианы и любого фильма про спасителя человечества – любовная история. И не только потому, что именно женщины, согласно исследованиям маркетологов, принимают решение о походе в кино.
Женщина – награда за подвиги, доказательство героического статуса, но, в то же время, самое опасное бремя для мужчины-героя.
Так, например, Парис получает любовь Елены в награду от Афродиты за то, что разрешил спор богинь о том, кто из них самая прекрасная, в ее пользу, но его связь с Еленой оказывается губительна для всего поколения греческих героев.
Геракл погибает от рук своей второй жены Деяниры, которая пропитала его платье отравленной кровью кентавра Несса. Медея, которую добыл Ясон как награду, убивает его детей.
Женщина – существо не мужского мира, поэтому союз с ней – выход за границу безопасности и комфорта, переход границ своей территории.
Тем не менее, завоевание женщины – стимул для совершения многих подвигов и даже развязывания войн. Покушение на женщину героя – это покушение на его героический статус, которое герой не может допустить.
То, что люди с такой опасной профессией, как у Джеймса Бонда, не могут иметь нормальную семейную жизнь, совершенно ясно им самим. Поэтому Бонд даже не пытается создать серьезные отношения, меняя подруг так же часто, как и задания от Ми-6.
Женщина в фильмах про спецагентов тут же делается приманкой и используется антагонистами как главная слабость героя. Увидев на дороге связанную Веспер Линд, Бонд круто сворачивает с трассы и попадает в плен к неприятелю.
В следующей серии мимолетный роман с сослуживицей Бонда Строберри Филдс оканчивается для нее смертью: Грин топит ее в сырой нефти. В "Скайфолл" Северин, женщина Сильвы, – это, прежде всего, способ до него добраться. Северин везет ему на остров в Южно-Китайском море погибель в образе Бонда.
![](http://d.img22.rian.ru/images/91287/59/912875990.jpg)
Вы убийцы, господа
Но главная награда, помимо женщины, для героя – бессмертие или бессмертная слава. Физическая смерть Геракла привела его к бессмертной жизни на Олимпе в качестве мужа Гебы, богини вечной молодости. Ахилл, хотя и не побывал в царстве смерти, выбрав короткую жизнь славного воина и смерть на поле брани, обрел вечное бессмертие.
Забота о посмертной славе символизируется заботой о репутации и о собственном честном имени. Так, Джеймс Бонд хорошо известен своей навязчивой привычкой представляться всем своим визави: “Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд” – четко говорит он и девушкам, и противникам, и случайным встречным.
Но самое неприятное во всех современных героях, начиная от Джеймса Бонда и заканчивая Человеком-пауком или Бэтменом, что все эти ребята – все-таки убийцы.
В “Казино “Рояль” Бонд убивает как минимум троих (Моллак и угандийские повстанцы), троих в “Кванте Милосердия” (Митчел, глава полиции и Грин), Сильву и бесчисленное количество его пособников в "Скайфолле".
Убийство другого человека, пусть и злодея – и есть та граница, которая отделяет обычного человека от героя, та сверхспособность, которая не под силам среднестатистическому человеку, “негерою”.
![](http://e.img22.rian.ru/images/91287/85/912878521.jpg)
Чтобы компенсировать этические сомнения зрителя, убийство злодея представляется как избавление мира от нечисти. Так древнегреческие герои (Геракл, Персей, Одиссей) избавляли мир от так называемых хтонических существ (от гидры, медузы Горгоны, циклопа). Поэтому-то антагонист Бонда в "Скайфолле" – такой неприятный тип, называющий себя крысобоем.
Но и его все равно жалко.
@темы: фильмы
Чего? о_О