Catilinarische Existenz
Неплохой фильм, но надо смотреть на большом экране в 3D. Действие - всё тот же игровой квест, от которого сценарий чуть отступает только в конце, когда герои отказываются от ухода в страну Аслана и покидают Нарнию навсегда. А вот уход Рипичипа - лишнее подтверждение игровой природы Нарнии: из четверых героев, достигших берега, в игровой рай уходит только говорящая мышь, один из местных квазиразумных программных элементов. Люди этим раем не соблазняются - что им там делать? Настоящие существа, они покидают игру для настоящего бытия.
Там не в свободе воли дело, она-то есть. Просто у этих фигурок мир так устроен, что для прохождения квеста нужны игроки. Нарнийским зверюшкам не пройти квест - они и начала-то не отыщут. Аслан для них не явится, он только для игроков.
Ну а квест - необходимое условие существования их мира(допустим, они там как-то существуют, когда нет игроков). На мой взгляд - это и есть ограничение, которое я воспринимаю как ограничение свободы воли. Потому что что есть у детей такого, чего нету _местных_ жителей-зверюшек?
Но дети придут обязательно, Нарния выстроена для них. Так что "эстель" есть, и какая разница, на кого она полагается? Эру у Толкиена тоже находится вне пределов Арды.
Христианское произведение - это книги, во всяком случае, они такими считаются. А я говорю о фильмах.