Полёт почти нормальный.

Отсутствие женщин в первых пяти главах, на которое я сетовала в предыдущем посте, на шестой главе и кончилось. Женщины появились, и в массовке, и не только. Они мне нравятся. Что называется, живые персонажи. Вот Олди осмеяли эту фразу, а напрасно: она означает, что писатель персонажа хорошо сработал, вложил в него часть души, и тот ожил в читательском воображении, а не остался схемой. Тазар и Мэлет в этом смысле живые. Первый секс описан сильно, как и первое убийство Пашкой человека. Вообще из образов девушек в книге ну вот никак не видно того, что прёт из автора на этот счёт в интернете. Они нормальные, и образы, и отношения (на 18-ю главу, как минимум). Здоровые, как ни странно. Это особенно заметно по контрасту с "По ту сторону рассвета", из которого Верещагин кое-что позаимствовал для своего Средиземья. Ощущения, что писал маньяк, от "Гарава" нет даже близко, в отличие от. Если бы я не видела цитат из других текстов, а также некоторых постов Верещагина, я бы из этой книги сделала вывод, что автор нормальный мужик, романтичный даже. Впрочем, "Гарав" написан много лет назад, а люди имеют свойство с годами мудеть и хужать, особенно если всё время сидят в интернете.

Расизм, да. Расизм есть. Эффект тот же, что у любого расиста: автор, вроде глубоко и верно понимающий людей, с возникновением расового вопроса как будто слепнет. И начинает нести чепуху. Сам по себе светлый образ Аганны реалистичен, таких арабов дофига и больше, но когда у автора в таком ключе все образы небелых, ясно, что взгляд у него особенный. Одноглазый взгляд. Впрочем, тут Верещагин недалеко ушёл от профессора Толкина. Он его обожает не случайно, есть родство мировоззрений и душ. Не идентично, но похоже. Всей разницы, что Толкин вырос в интеллигентном христианском окружении, верой и викторианской культурой пророс до мозга костей. Верещагину с биографией повезло куда меньше.

Но это, как и у Толкина, читать не мешает. Роман интересный, мне нравится. В нём очень много хорошего. Лоссотский шаман, например, офигенен. Цитировать прямо тянет:

— Я открою тебе секрет, который знают все, юный таркан, — сказал шаман. — Эру наплевать на наш мир. Валам наплевать на наш мир. Чёрному — не наплевать, и он хочет его изменить; я — не хочу. Поэтому я служу Эру и Валам, а не Чёрному — потому что их нет. И я могу служить себе и своему народу. А Чёрный согнёт нас, как рыжих дураков с юга. Как хочет согнуть вас. А согнёт вас — доберётся и до нас. Поэтому я помогаю вам. Убивайте друг друга тысячу лет — лоссотам будет жить спокойней.

Нет, ясно (нам ясно, вне мира "средиземских" книг, со стороны), что Эру не наплевать, он своего не отпустит. Но позиция-то какова! Хорошо обоснованная изнутри, она прямо вкладывает перст в рану: именно Чёрному очевидно не наплевать на мир — Морготу, Саурону, Ангмарцу, как его ни зови — именно он хочет мир изменить, что-то из него сделать, как-то улучшить (так он считает), и "гнёт" людей именно с этой целью. То в Чёрном и страшно — он деятельный революционер, метафизический Робеспьер-Ленин-Троцкий, и жертв на совести у него, соответственно, гекатомбы.

В этом плане Верещагин совершенно зря в предисловии катит бочку на Перумова. Перумов описал своего Чёрного, Олмера, ровно в этой парадигме: как революционера, идущего к небесам по лестнице трупов. Разница в том, что Перумов его описал без расизма, веры в генетическое превосходство белых, без придыхания к придуманным дивным эльфам, без лекций от автора о добре и зле. У Перумова такие разговоры ведут только персонажи из своих позиций, а вовсе не автор устами героя. Проверенный индикатор: любитель пафосно порассуждать о добре и зле, понавешивать тот и другой ярлык — очень часто расист, нацист, религиозный фашист или что-нибудь в этом роде. То есть на деле яркий представитель зла. Хорошие, добрые люди почти никогда не ведут таких разговоров.

Читать книгу тут, например: www.rulit.me/books/garaf-read-74390-1.html