Император замечателен тем, что при всей своей инфернальности не вполне однозначен. Так, именно (и только) он знал о грядущем вторжении юужань-вонгов в галактику, заботился о том, чтобы не давать им лишних козырей, и готовился отразить их нападение. В "Сверхдальнем перелёте" его агент Кинман Дориана ведёт с Трауном, тогда еще молодым чисским пограничником, следующий разговор:

— Мой истинный господин — владыка ситов по имени Дарт Сидиус.
— Владыка ситов — это…?
— Тот, кто противостоит джедаям и их попыткам контролировать Республику, — пояснил Дориана.
— А, — сказал Митт'рау'нуруодо. Его губы тронула легкая улыбка. — Борьба за власть.
— В некотором роде, — согласился Дориана. — Но на уровне очень далеком от того, на котором мы с вами существуем. Сейчас важно вот что: владыка Сидиус имеет доступ к источникам информации, о которых джедаям неизвестно.
— И что же ему сообщают эти источники?
Дориана напрягся.
— Готовится вторжение, — сказал он. — Массированная атака. Непонятные корабли, загадочные личности и оружие огромной силы, построенное на основе органических технологий, доселе невиданных. Мы считаем, что эти «чужаки издалека», как мы их называем, уже захватили плацдарм на краю нашей галактики, и сейчас их разведгруппы собирают информацию о планетах и народах, которые они собираются завоевать.
— Истории о таинственных захватчиках удобны тем, что их легко придумать и трудно опровергнуть, — заметил Митт'рау'нуруодо. — Почему вы говорите об этом только сейчас?
Дориана кивком указал на дверь.
— Потому что вице-лорд Кав и его спутники об этом не знают, — ответил он. — Как не знает больше никто во флоте Республики. Пока что.
— Когда Дарт Сидиус собирается им сообщить?
— Когда превратит республиканский хаос в порядок, — сказал Дориана. — Когда у нас будут армия и флот, способные справиться с захватчиками. Если объявить сейчас, это лишь вызовет панику и сделает нас беззащитными перед катастрофой.
— Как с этим связан «Сверхдальний перелет»?
— Как я уже говорил, мы полагаем, что «чужаки издалека» все еще заняты сбором информации, — сказал Дориана. — Пока ничто не указывает на то, что они вообще знают о существовании Республики. — Его горло сжалось. — Впрочем, это не совсем так, — с неохотой уточнил он. — Одна из джедаев, Вержер, некоторое время назад исчезла в этом самом районе. В сущности, одна из тайных задач «Сверхдальнего перелета» — попытаться узнать, что с ней случилось.
— Понимаю, — произнес Митт'рау'нуруодо, медленно наклонив голову. — Если одна пленница может принести лишь смутные намеки о своей родине, то целый корабль даст все сведения, необходимые для успешного вторжения.
— Совершенно верно, — сказал Дориана. — Не говоря уже о файлах данных и технике, которую они смогут изучить. Если «Сверхдальний» въедет прямиком в них, нам придется отражать атаку задолго до того, как мы будем готовы.


Что касается источников Сидиуса, перевод здесь не вполне точен. Из "Сверхдальнего перелёта", в оригинале:

'"(...)What's important right now is that Lord Sidious has access to information sources that the Jedi don't have."

"And what do these sources tell him?"

Doriana braced himself. "There's an invasion coming," he said. "A massive assault force of dark ships, shadowy figures, and weapons of great power, based on organic technology of a sort we've never seen before.'


Dark ships и shadowy figures - описание видений, разведка так не формулирует. Очевидно, источники Сидиуса сверхъестественны, это Сила\Тёмная сторона.

То есть, что мы видим? Помимо жажды власти и жажды мести у Палпатина были абсолютно конструктивные, общественно полезные мотивы стать императором и подготовить свою страну (как её ни зови, Республика или Империя) к крупномасштабной войне. Эта подготовка включает и "обкатку" дроидных и клонированных армий в удачно подвернувшемся и отчасти искусственно разогретом конфликте с сепаратистами. У Старой Республики вообще не было армии, создать её с нуля было бы крайне проблематично даже для диктатора. На примере Клонических войн очевидно, что массы населения категорически не желали сражаться ни за государство, ни против него. Как сепаратисты, так и сенат были вынуждены воевать руками механических или органических рабов. Даже если на той или другой стороне сражались добровольцы или призывники, их участие явно ограничивалось отдельными системами, за которые шли бои. Такое аморфное государство, конечно, было бы сожрано вонгами в рекордные сроки, и Палпатин это прекрасно знал. Деятельность императора-ситха принесла свои позитивные плоды: клоны, одержавшие победу над машинами, послужили солидным костяком для новой армии Империи, а две гражданские войны встряхнули население достаточно, чтобы оно всё-таки осознало необходимость лезть под дула бластеров ради собственного будущего. Когда вонги наконец начали вторжение в Далёкую-далёкую галактику, вместо беззубого месива Старой Республики их ждало несколько более-менее опытных армий, которые их в конце концов и остановили, несмотря на невиданный масштаб потерь.

Более того, на протяжении большей части своей карьеры Палпатин понимал, что сам он - не очень хороший полководец. И Вейдер тоже не то чтобы военный гений. Поэтому для войны против вонгов он выбрал и пригрел исключительного военачальника - Трауна. Ради великой цели император проигнорировал и официальный имперский расизм, и своеволие чисса, дал ему ранг гранд-адмирала и целый флот, чтобы строить заслон на пути вонгов. Траун всё это блестяще использовал. Они с императором сделали бы гораздо больше, подготовились бы лучше и победили бы вонгов намного меньшей кровью, чем это потом удалось Галактическому Альянсу, если бы возраст и Тёмная сторона не взяли своё и Палпатин не растерял к 4 ПБЯ свой острый ум и здравый смысл, которые так хорошо и так долго ему служили.


ЗВ-обзорам: