С ФБ:
fk-2o15.diary.ru/p205382615.htmРешила поискать хорошие фанфики по ЛоГГ (которых, как шепчет фэндом, нету, типа все плохие) и нашла это фемслэшное миди с детским рейтингом об Аннерозе и Магдалене фон Вестфален. Хороший фик. Просто литературно хороший - язык, стиль, персонажи. Приятно читать, на голову выше среднего уровня. Человек, не знакомый с каноном, может ощутить, что описание политических событий в конце текста скомкано, но в остальном текст отлично читается и вне фэндома. Да и не главное там эти политические события. В общем, мне понравилось, и всё нижеследующее следует читать не как придирки, а как комментарий к фанфикам (и почему я их не пишу ).
1. Язык и контекстчитать дальшеЭти золотоволосые гретхен-мэнхен так глупы и утомительны
Мэнхен (Männchen) - это "человечек" в смысле "мужчинка". Слово, которое искал автор - наверняка мэдхен (Mädchen), девочка/девушка. Иначе фраза получается очень странной, даже с учётом того, кто её произносит.
Тем страшнее был контраст между кайзером, похожим на Болотного Царя из древней сказки, и прикованной к нему Лорелеей.
Лорелея - создание не хорошее. Это одновременно скала на правом берегу Рейна, у которой разбилась куча кораблей, и златовласая сирена (или привидение/русалка/эльфийка/непонятно что), поющая с этой скалы и заманивающая суда на гибель. Самое опасное место для рейнского судоходства. С появления Аннерозе при дворе, конечно, началась цепь важных событий, приведших к воцарению её брата над Рейхом, но сама Аннерозе всё-таки не заслуживает такого мрачного сравнения. Она лишь старалась ради карьеры брата во флоте.
Освещенная мягким, рассеянным светом, в своем небесно-голубом газовом платье она напоминала не женщину из плоти и крови, а существо из мира духов, альву или сиду из старых терранских саг.
Гм. Так сравнение с гибельным духом скалы намеренное?..
Теперь фрау Судьба в очередной раз выкинула шутку.
Вставка в текст слов и фраз на языке, на котором говорят персонажи, как приём остранения? Первый и единственный, у кого это хорошо получилось - Ричард Адамс. Он придумал и описал язык кроликов. Герои "Романа о Розе" говорят и думают на футуристическом немецком, но сам рассказ написан по-русски, так что роль немецкого там играет русский, как ни крути. И эта "фрау" смотрится просто чуждой иноязычной вставкой, как "мадемуазель". Кроме того, судьба (Schicksal) в немецком - не женского рода, не фрау, а es, оно. Das Schicksal, непреодолимая сила без лица и без пола. Раз уж рассказ на русском, то в этой строке лучше было бы "госпожа Судьба". 2. Содержаниечитать дальше– У меня нет влиятельной родни. И я знаю, что если... если это все же случится, меня тут же раздавят. Или свалят всю вину за рождение неполноценного ребенка. Вы знаете последствия. Я не хочу, чтобы мой брат пострадал.
Эти слова прозвучали так тускло и сухо, что Магдалене впервые за долгое время стало по-настоящему страшно. Не за себя, а за эту девочку, которая осталась один на один с придворным гадюшником. Можно сделать вид, что ничего не было. Мало ли что может наболтать человек в плохом настроении или тоске. Магдалена почти наяву увидела, как раскрывается автоматический люк виселицы и в последней конвульсии содрогаются две пары ножек.
+
После смерти маркизы Бенемюнде... после того, как ее отравили... кое-кто провел расследование... Его Величество обо всем узнал. Эта женщина... маркиза оказалась слишком глупа и решила, что у нас с тобой роман. И ее последователь тоже так думал. Его Величество все понял из документов. Он сказал, что я лгунья и обманула его доверие. И что завтра же... будет подписан указ о том, что я и брат... прямо на приеме по случаю победы над мятежниками...
Я, конечно, смотрела только 19 серий ЛоГГ (скучнейший же сериал!), но это как раз те серии, где показана история Аннерозе при дворе, возвышения её брата, отставки и гибели маркизы Бенемюнде - всё то, о чём повествует "Роман о Розе". Вот эти две пары ножек и этот указ - чистый даркфик, мрачные элементы фанфика, которых не было и не могло быть в каноне. Двор кайзера Фридриха IV был довольно цивильным: неугодных не убивали, а отправляли с глаз долой. Максимум, что грозило бы Аннерозе за неполноценного ребёнка и за измену кайзеру с дамой - отставка от двора и ссылка в глушь, вместе с братом, возможно. Чтобы заслужить смерть, ей пришлось бы постараться так же, как маркизе (та попыталась тупо подставить и убить соперницу). Да и то это была бы не публичная казнь, а тихая тайная ликвидация, как с маркизой. Чтобы таки заработать виселицу, Аннерозе в каноне пришлось бы совершить что-то уголовное, страшное и настолько громкое, что его никак невозможно было бы замести под ковёр.
Его Величество на правах младшего сына в юные годы упоенно предавался всем возможным порокам и в определенных кругах слыл человеком с весьма изощренным вкусом по части альковных дел. Но тащить в постель девочку, которая даже гимназии не окончила?
+
Через три месяца, когда Аннерозе безупречно сыграла «Богемскую симфонию», Магдалена узнала о том, как дочку рейсхриттера фон Мюзела призвали ко двору. Не то, чтобы эта история была чем-то из ряда вон, Гольденбаумы всегда любили срывать первые цветы, но ей было невыносимо слушать. Магдалена никогда не считала себя образцом нравственности и добродетели, но есть же пределы, за которые ступать нельзя. Невинность детей, например...
Девушка 15-16 лет - далеко не ребёнок. В таких традиционных обществах, как Рейх в ЛоГГ, девушки нередко выходят замуж и рожают детей даже в более юном возрасте. Жене Эдгара По, Вирджинии, было 13, когда она вышла за него замуж. Обвинять таких мужчин, как кайзер и По, в злодействе и разврате - бессмысленный перенос наших сантиментов на реалии другой культуры. Принцип невхода в чужой монастырь со своим уставом как раз в таких случаях правилен и хорош, стоит его соблюдать.
Эта девочка выбрала самый гибельный путь противостояния, который год за годом будет отнимать у нее силы, пока их не останется совсем. Миллионы женщин во всем Рейхе завидуют ей, и узнай они о том, что случилось сегодня, – подняли бы вой до небес. Магдалена помогла ей сесть удобнее и достала черепаховые гребни. Есть такие сражения, где нельзя даже не проиграть. «Есть люди, которых лепили из теста, есть те, кого отливали из стали», – кажется, так пела ее старая няня. Мало кому понравится, что из тебя делают живую вещь.
Не припомню, чтобы из Аннерозе при дворе делали живую вещь. Она вполне свободно передвигалась, встречалась с братом и Зигфридом и оказывала им протекцию. В сериале её жизнь вовсе не была такой удушающей.
Кайзер же с годами стал походить на кряжистое, изъеденное жучками дерево. Ни один из Гольденбаумов со времен Рудольфа Великого не умел достойно стареть.
Вообще-то Фридрих как раз умел. Он старел очень достойно. В ЛоГГ он неоднозначный, сложный персонаж, а автор фика игнорирует всю эту неоднозначность, зачёркивает её, очерняет кайзера и описывает в чёрных красках придворную жизнь Аннерозе ради ясности своего мессиджа. Это неспортивно. Поддавки.
Магдалене эти разговоры порядком надоели, поэтому она поспешила откланяться. Ее ждали дела университета. В очередной раз министерство образования требовало сократить бакалаврские программы историкам и словесникам и ввести начальную военную подготовку. Заодно уменьшить размер стипендий выходцам из третьего сословия. Женщинам в особенности, потому что, как значилось в письме, «чрезмерная просвещенность пагубно влияет на нравственность молодых особ».
Учитывая войну, было бы мудро отчасти уступить министерству и ввести НВП. В том числе и для женщин. Во-первых, для министерства это послужило бы положительным сигналом, и от университета отвязались бы хоть на время, а во-вторых, когда идёт война, а люди к ней не подготовлены, это делает их беспомощной добычей любой мимопрохожей военщины. Особенно женщин. Не стоит тупо переть против системы прямо-таки во всех отношениях, система бывает в чём-то права.
Противозачаточное. Как все просто. Естественно, мятежники давно изобрели пролонгированные контрацептивы и импланты, которые под большим секретом ставил студенткам университета Шпильмана прикормленный Магдаленой доктор.
Их изобрели не мятежники, а далёкие предки героев ещё в те времена, когда не было ни Рейха, ни Союза. _Мы_ их изобрели.
Терять дружбу Аннерозе Магдалена не хотела. Но и перестать желать тоже не могла.
+
Положение Аннерозе при дворе укреплялось, кайзер постоянно дарил ей наряды и драгоценности, но она сама как будто замкнулась в себе. Улыбалась очень редко и почти перестала играть, постепенно превращаясь в бессловесную, красивую и восхитительно женственную оболочку.
Теперь ее лицо оживлялось только тогда, когда речь шла об успехах младшего брата. Магдалена старалась ей помочь и изредка во время встреч в Малом Трианоне позволяла себе то поправить выбившийся из прически локон, то мимолетно коснуться затянутого в шелк и атлас плеча, то по-дружески поцеловать на прощание. Кончилось тем, что в один из визитов Аннероза спросила напрямую:
– Баронесса, вы хотите меня?
И сама же испугалась собственной откровенности, тем самым развязав Магдалене руки.
– А почему нет? – она не удержалась и погладила Аннерозе по щеке. – В этом нет стыда ни для меня, ни для вас. Все зависит от того, чего хотите вы?
И пальцами провела по точеной белой шее, плечу и квадратному вырезу платья.
И это с учётом постулируемой автором угрозы казни за измену кайзеру? Получается, что Магдалена своими ухаживаниями создаёт угрозу жизни Аннерозе. А ведь автор наверняка хотела показать Магдалену мудрой женщиной и хорошей подругой. И у неё почти получилось - но мрачные элементы, привнесенные автором в мир ЛоГГ ради определённого мессиджа, поставили подножку. Если бы кайзер Фридрих и впрямь был злым отморозком и мог убить Аннерозе, заподозрив в неверности, долгом хорошей подруги было бы всячески оберегать любимую от такого подозрения. Никаких двусмысленных прикосновений! Не можешь сдержаться - так избегай её общества. А то получается как в истории героини "Сожжённой заживо" - парень подставил девушку под семейную казнь и умыл руки. Вряд ли кто-то скажет, что он не мудак, и Магдалена в рассказе получается такой же похотливой безголовой мудачкой.
– Не знаю. Я и себя-то не знаю. Но сделанного не вернешь. Я попробую идти дальше и больше не буду лгать. Ты мне поможешь?
Клишовая строка, которая несколько портит впечатление от рассказа. Героини никак не могут перестать лгать, ведь одна из них - цареубийца. Она не может не скрывать ни этого факта, ни всего того, что к нему привело. К чему я всё это комментирую? К тому, что я вот поэтому давно не пишу фикло. Автор "Романа о Розе" хотела выразить определённую идею (не буду её формулировать и оценивать, сами читайте) и кое-где изменила исходник, ЛоГГ, чтобы идея выражалась легче и ярче. Не то чтобы без этих изменений нельзя было обойтись, но они облегчают дело. На первый взгляд. Однако их интерференция с остальными реалиями канона создаёт не совсем ту картину, которую автор желала создать. А ведь это хороший автор, и текст хороший.
Написать качественный вканонный фанфик без непроизвольных эффектов - большое искусство. В чём-то это сложнее, чем создать обычный рассказ-оридж.
P.S. Инфантильность фэндома выражается, например, в том, что романтическая любовь и секс по умолчанию считаются высшей ценностью. Выше всего - всякой иной любви, благоразумия, благородства и жизни. В "Романе о Розе" автор хотела показать Магдалену умной, решительной и независимой женщиной, верной и ценной подругой - всем тем, чем должна быть феминистка посреди патриархата. Умной, верной и ценной подругой героиня, к сожалению, не получилась. Получилась эгоцентричная знатная дама средних лет, привыкшая получать всех и всё, что хочет, и осуждающая пожилого кайзера за связь с юной девушкой, которую сама она в то же время пытается соблазнить. Не замечающая собственного лицемерия. Подвергающая своим ухажёрством благополучие и саму жизнь этой девушки риску, ведь кайзер, как постулирует автор - жестокий ревнивец и не простит измены.
Никто из читавших, судя по отзывам, этого не заметил. "Роман о Розе" - фэндомный текст (хороший), и фэндомцам поведение Магдалены кажется правильным и нормальным - будто бы любящий человек _должен_ так поступать. Отчасти дело в том, что средний фэндомец сам юная девушка, воображающая, что романтическая любовь и секс превыше всего. Девушек патриархальная культура учит так воображать. Это в продукции для мальчиков царят другие ценности - дружба, отвага, преодоление и успех, борьба со злом, верность родине - а в попсовых длядевочковых сюжетах фокус почти всегда на любви. Любви к мальчику, но фэндомцы безмысленно переносят всё причитающееся к попсовой модели любви на воображаемые гомосексуальные отношения. Отчасти же в фэндоме просто принято так читать и писать. Условность, позволяющая разделить ощущения и эмоции персонажей и через это как следует оттянуться, дополучить в воображении любви и сексуальных ощущений, которых не хватает в жизни. И не потому, что недотрахит, а потому, что в жизни эти вещи просто-напросто занимают гораздо меньше места, чем в юности хочется многим.
Поэтому массовое отсеяние из фэндома идёт около рубежа 30-35 лет. Есть в нём и люди гораздо старше, но массово покидают фэндом именно к среднему возрасту. Инфантильные представления в это время уже не канают, потребности и ценности становятся совсем другими. Будь "Роман о Розе" не фэндомным, а обычным литературным рассказом, в нём была бы несколько другая проблематика и другие ценности, пусть даже формально это был бы фанфик. В нефэндомном тексте Магдалена осознавала бы опасность своих ухаживаний для Аннерозе и разрывалась бы между страстью и желанием быть рядом и поддерживать её, с одной стороны, и страхом за жизнь любимой, с другой. Она могла бы осуждать кайзера, но либо осуждала бы его за другое (за недобровольность положения Аннерозе), либо осознавала бы, что её осуждение лицемерно, ведь хочет она того же. Либо не осознавала и не разрывалась бы, но тогда авторская оценка самой Магдалены была бы совсем другой, гораздо более негативной. В фэндомном тексте вся эта критичность, рефлексия персонажей и/или автора ни к чему, она только мешала бы "додать" себе и читателям нужных эмоций.