Это создала www.img2go.com по моим промптам. Хороша нейросеточка На самом деле я хотела создать обложки для пары фиков на КФ, но забыла про соотношение сторон. Квадратом вышло даже лучше.
Не то чтобы этот фик был очень хорош, но сейчас так больше не пишут. Уже поэтому он заслуживает внимания.
В фэндоме многое потерялось, что стоило бы сохранить. Погасло в интернете -> утрачено навсегда. И многие люди умерли, что когда-то строили те фэндомные сайты, публиковали у себя работы, общались, подбадривали других.
Джокер прав: безумие подобно гравитации. Стоит подтолкнуть, и, пока народ курит траву по Рейло и другим пейрингам беспробудно спящей силы, ты (на самом деле, я – тебе это по большому эвокскому барабану) без всякого гиперпривода возвращаешься в мир оригинальной трилогии «Звездных войн». Мир обжигающего, как ямайский ром, духа свободы, легкого, как элитное курево, привкуса дзена и драйвовых, как лучшие рокерские композиции, героев. Вкус у меня лаутензаковский, и мое отношение к оригинальной трилогии подтверждает этот горестный факт. Мне в ней нравятся все. Даже впалощекий мофф Таркин с тусклым умом, но горящими глазами. Даже Пиетт, выдернутый из своего уютного капитанского звания на неуютный адмиральский мостик, замирающий перед Вейдером, как кролик под взглядом удава (столь удивительно терпеливого по отношению именно к этому кролику, что возникает вопрос: может, и удавы чувствовать умеют?) Удав интересует меня больше всего. Да, это снова лаутензаковщина, любовь к боянам и что там еще, но Дарт Вейдер всегда будет занимать одно из самых почетных мест на моем личном Олимпе. Именно Дарт Вейдер, а не Энакин Скайуокер. Мне вообще представляется, что Вейдер из оригинальной трилогии и Энакин из приквела – не одна личность, пусть и меняющаяся от «хорошего человека» к «очень злой машине», а два разных персонажа, связанных только неуемным желанием Лукаса подзаработать миллиард-другой на кусок хлеба и стакан водки. читать дальшеКак всегда, то, что подзаработать – с кудряшками, в клевой курточке и с еще не накачанной эфиром Натали Портман, смотрится как классический типаж из фанфика. А то, что курилось создавалось в приступе режиссерского озарения, пришло не из коммерческого кино, а из эпической поэмы, мифа или древнего ритуала инициации. Да, с эквалайзером, губной гармошкой и движениями манекена – прямо из легенды. Вернее, многих легенд. В Дарте Вейдере удивительно сочетаются монолитность тольтекской статуи и многослойность японской шелковой накидки эпохи Хэйан – из тех японских накидок, что называли китайскими. Зрители первой волны после выхода первого фильма («Новая надежда») углядели в Вейдере сходство с Сатаной. Это было первое, поверхностное, но самое стойкое впечатление (поверхностные впечатления всегда самые стойкие). Кстати, если большинство зрителей за пределами США сравнивали Вейдера с Сатаной просто потому, что он обликом ужасен, черен и говорит как из-под земли, то многие американцы, прошедшие в детстве воскресные школы, сразу вспомнили строки из пророка Исайи: «…человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой». К слову, о разрушении городов. Когда, после долгого перерыва, я вернулась к теме Дарта Вейдера (вернее, тема захватила меня по новой, аки абордажный крюк Экзекутора), то была, мягко говоря, удивлена. Удивило меня повальное убеждение, что именно Вейдер рулил Звездой смерти и разносил планеты с ее помощью. Сколько демотиваторов, коллажей et cetera на эту тему гуляет в Сети! Как-то напрочь забывают, что Альдераан разбабацал мофф Таркин, что Вейдер сначала обозвал пресловутую Звезду технологическим монстром, а потом попытался остановить горячего имперского вояку (правда, без особого энтузиазма). У меня нет желания представлять Вейдера маленьким и пушистым, но, ребята, давайте держаться фактов, даже если это факты из истории очень далекой и очень выдуманной галактики. Подобные ошибки коробят, особенно, когда их допускают фанаты. Вот не припомню, чтобы поклонники марвеловского Локи приписывали ему разгром Гарлема. Манхеттен – да, а Гарлем громил Халк, спроси об этом любого в фандоме Локи, и любой это скажет даже спросонья. Может, и Вейдера с Таркином перестанем путать? Разные слишком они. Из-за чего шум, спросят меня. За Вейдером значится столько грехов, одним больше – что из того? А то, что подобные ошибки искажают характер. Вейдер – не наемник и авантюрист, как задумывался в первой версии сценария. Он и не стандартный «псих», каких мы немало повидали на экране. Он – зодчий Галактической империи, ее идеолог, политик и страж. И, хотя он подчиняется императору, но империю строит для себя. Строитель обычно не склонен бездумно разрушать построенное. Так и Вейдеру нужны подданные, а не черные дыры на месте бывших планет. Он не остановится ни перед какой жестокостью, если жестокость поможет подчинить массы и устранить личности, но ему претит уничтожение целого мира ради того, чтобы продемонстрировать мощь империи. В отличие от Таркина Вейдер понимает последствия уничтожения Альдераана. Так что, будь он у руля Звезды смерти, она как раз бы и не выстрелила, а будь он у руля империи, Звезда смерти не существовала бы даже в чертежах. Но вернемся к японской накидке. Ассоциации с Князем мира сего позволили Лукасу успешно обыграть во второй трилогии знаменитое восклицание из той же Книги пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» История Энакина – голимый парафраз истории Люцифера. Только вот Люцифер, после того, как восстал против Бога, сам себе господин, а над Энакином-Вейдером стоит император. Да и сын Сатаны никак не похож на Люка Скайуокера, который весь, от имени до поступков, воплощает мировое торжество добра и света. Впрочем, Лукас ведь и не говорил, что собирается экранизировать Библию, так что вольности в трактовке образа вполне позволительны. Еще в Вейдере увидели древнегреческого Танатоса и даже Аида. С Аидом опять нестыковочка. Если с ним кого и сравнивать из «Звездных войн», то лишь Палпатина. А вот с Танатосом обнаруживалось немало параллелей. На мысль о нем наводила привычка Вейдера душить нерадивых подчиненных, используя Силу. Танатос ведь тоже «обрывает дыхание» умирающего. Политическая символика в образе Вейдера (тиран-душегуб) переходит в мифологическую (божество смерти). У Танатоса железное сердце. Вейдер облачен в непроницаемый «костюм жизнеобеспечения» (который одновременно доспехи), и в холодную отгороженность от мира (об интроверсии Вейдера мы еще поговорим, это весьма интересная грань его характера). У Танатоса есть крылья, у Вейдера – его личный TIE Advanced x1. И так же, как греческие герои побеждали Танатоса, герои «Звездных войн» – сначала Хан Соло, потом Люк Скайуокер – побеждают Темного лорда. Но все же самой интересной из существующих интерпретаций мне представляется аналогия Вейдера с платоновской психе (душой). Помните, в шестом эпизоде «Звездных войн» Люк говорит Лее: «В отце осталось добро, я это чувствую». Скудный запас английского помешал узнать, как же эта фраза звучит в оригинале, но более точными мне представляются слова Кайло Рена, беспокоящегося, что в нем самом «остался свет». Еще орфики и пифагорейцы представляли душу в виде искры света. Согласно Платону, этот свет заключен в материальном теле (сома) как в гробнице (сема) и, чем больше человек поддается страстям, тем плотнее и теснее становится гробница, грозящая окончательно поглотить душу. Обезображенный Энакин Скайуокер, заключенный в оболочку Дарта Вейдера, иллюстрирует положение о душе в гробнице. Согласно гностикам, превратившим платоновское учение в религиозно-философскую систему, душу спасает Логос, воплощение божественного Света (привет, Люк!). Давайте попробуем угадать одно из имен Логоса. Как? Правильно. Сын. Правда, в учении гностиков это Сын Божий, но мы договорились, что Лукас не клялся на крови в точности воспроизводить какой-либо древний сюжет, учение или архетип. Так или иначе, у платоновско-гностического варианта наибольшее число пересечений с Лордом ситхов, на что и обратили внимание после выхода на экраны «Возвращения джедая». На что совсем не обратили внимания (и это еще один повод удивляться), так это на японскую накидку, о которой говорилось где-то в начале моего поста. Не на многослойность, нет, а на японское происхождение. Хотя, зная, как создавались «Звездные войны», нетрудно перекинуть мост от гностиков до несколько авантюрного, но очень верного образа жизни, который называется… Впрочем, пост и так громадный. Договорим в следующий раз.
Однажды, в далекой Японии, существовал жанр исторической драмы. Назывался он дзидайгэки. Пьесы «костюмно»-исторического характера повествовали о нелегкой жизни и славных подвигах самураев. Добро и зло, встречи и разлуки, неожиданное обретение или потеря родных-любимых и обязательные поединки на мечах. Что-то это нам напоминает, да? Зрелищность, динамичность, понятный сюжет, яркие и цельные персонажи позволили дзидайгэки перекочевать с театральных подмостков на экран, как только в Японии появился кинематограф. В разное время в этом жанре работали разные мастера, но, прежде всего, он связан с именем Акиро Куросавы. Режиссер мирового уровня, Куросава вывел специфический жанр за рамки национального искусства, сделав его всеобщим достоянием. В своих фильмах Куросава неоднократно возвращался к образу самурая-одиночки, замкнутого, отгородившегося от внешнего мира и способного на поступки, которые учителя дзен называют «хлопок одной ладони», обозначая этим понятием нечто, выходящее за пределы обыденного понимания, привычного хода вещей. Куросава рассказывал о людях «одной ладони», в, казалось бы, простой, а на деле сложной, утонченной форме, доносящей до зрителя истинный дух дзен-буддизма. Героев «одной ладони» играл Тосиро Мифуне. Он такой же «актер Куросавы», как Солоницын – актер Тарковского, а Макс фон Зюдов – актер Бергмана. Между режиссером и актером существовала уникальная химия, без которой становилось невозможным раскрытие режиссерского замысла и актерского таланта. Возможно, именно поэтому Мифуне отказался от шанса, сулившего ему сумасшедшую славу. Он отказался от предложения Лукаса сыграть Дарта Вейдера.
История вторая
Однажды, в далекой Америке, еще молодой Джордж Лукас влюбился в японское кино. Его кумиром стал Куросава. Фильмы Куросавы и интерес к чань\дзену, характерный для 70-80-х годов XX века, дали певцу воюющей Галактики те компоненты легкого безумия, которые сделали «Звездные войны» «Звездными войнами». Из термина дзидай (дзидайгэку) дружно вышли рыцари Светлой стороны – джедаи (к слову, сюжет «Новой надежды» отчасти основан на фильме Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости»). Шлемы японских князей времен Сэнгоку Дзидай – великой междоусобицы, длившейся с XV по XVII века, подсказали дизайн шлема Дарта Вейдера. Но самое главное – «японский лейтмотив» помог сформировать колоритные, на раз запоминающиеся образы. Снимая первый фильм киносаги, Лукас недаром хотел, чтобы в нем играл Тосиро Мифуне. Интересно, что он предложил актеру, мастерски создающему характеры-символы, сначала роль Оби-Вана Кеноби, а затем – Дарта Вейдера. Казалось бы, столь разные, взаимоисключающие персонажи. А, может быть, напротив? Может быть, и здесь правы Упанишады, и «ты есть то»? Даже не две стороны одной медали – всего лишь разные проявления одного пути? Мы еще по Толкиену проходили, что художественный уровень (и, как следствие, долговечность) фэнтези напрямую зависит от степени обобщения характеров и ситуаций. Высокую степень обобщения (до мифологической символики) «Звездным войнам» задает понятие Силы. Постижение Силы, ее светлой и темной сторон – путь, который проходит посвящаемый. Путем просветления назвали бы его Оби-Ван Кеноби и Йода. В Китае это звучит как «чань». Путем воина назвал бы его Дарт Вейдер. В Японии это звучит как «бусидо».
История третья
Однажды, в далекой Галактике, жил Дарт Вейдер. Мы договорились, что рассматриваем оригинальную трилогию. Никаких мидихлориан, предсказаний об избранном и выборных королев с планеты Набу. Мы знаем только, что есть ученик Оби-Вана, который был джедаем, а потом стал служить императору. Почему вдруг такая перемена? Прямого ответа нет, но нам прозрачно намекают: Вейдер хотел власти. Ну да, хотел. Скажу по секрету, в этом нет ничего противоестественного. Мы все хоти властвовать – над собой, обстоятельствами, другими людьми. Хочешь любви – уже хочешь власти, ибо нет любви без обладания любимым, а обладание – признак власти (поэтому джедаи проповедуют непривязанность). Вопрос в том, для чего Вейдеру власть, чего именно он хочет достигнуть с ее помощью? Ему нужны материальные блага и телесные наслаждения? Так у него почти нет тела. Ему нужны трепет и обожание? Ждать обожания от окружающих – значит, в какой-то мере снизойти до них, а Вейдер не нисходит до своего окружения. Подчиненных он замечает, только когда те отличились или напортачили. Тогда следуют награда или кара – и снова опускается железный занавес. Ему нужны почести? Но нам ни разу не показали, чтобы он настаивал на каких-то особых знаках поклонения. Перед императором становятся на колени, а перед Вейдером всего лишь вытягиваются во фрунт, как положено в армии. Так зачем Вейдеру власть? Зачем он пошел на службу императору? Чтобы получить ответ, надо обратиться к заинтересовавшей Лукаса культуре самураев и культу бусидо. С точки зрения республиканцев империя, конечно же, зло. С точки зрения самурая, следующего заветам бусидо, империя – единственно мыслимое устройство общества. Правда, в пятом эпизоде Вейдер призывает Люка вдвоем свергнуть императора. Вроде как не по-самурайски. Но вспомним: на ту пору действия Палпатина перестали быть адекватными. Звезда смерти наглядно продемонстрировала, что монархом овладевает мания разрушения. Будущее империи ему уже не важно, он просто пытается сохранить власть (отличительная черта всех дряхлеющих тиранов – губить то, что сами же растили и лелеяли). Священная особа императора перестала быть воплощением имперского идеала, а, значит, она перестала быть священной. Суровые последователи бусидо – сёгуны средневековой Японии – в таких случаях низводили микадо с престола, заменяя их малолетними или более послушными наследниками. При этом сохранялся непоколебимый пиетет к самим понятиям «империя» и «император». Вейдер идет путем бусидо. Он строит империю, охраняет ее устои, борется за ее существование, выступает ее символом. Недаром имперский марш давно отождествляют именно с Вейлером, хотя звучит он не только при его появлении. Для воплощения заветной идеи у него есть все качества человека бусидо: уважение к традициям (в данном случае, к традициям древней магии), упорство в достижении цели, невероятная духовная мощь. Даже в рамках оригинальной трилогии понятно, что у Вейдера практически нет тела. Он дышит с помощью специального аппарата, рубится механической рукой, не может жить вне костюма жизнеобеспечения. Ему бы сидеть в крутящемся кресле и перекладывать всю ответственность на подчиненных, а он в один из самых опасных моментов берет двух пилотов и летит с ними громить эскадрилью Альянса. Если кто не помнит, его личный счет – шесть крестокрылов. Одного подбитого, к слову, он отпустил, не прикончил. Я не случайно обращаю внимание на эту деталь. Многие зрители признаются, что полюбили Вейдера за его сложность. Но начни расспрашивать – выяснится, что под сложностью понимают только его отношению к сыну. А ведь Вейдер, действительно, неоднозначный образ, и одним этим: «Люк, я твой отец!» неоднозначность не исчерпывается. Духовная мощь питается духовной энергией, которая в «Звездных войнах» зовется Силой. Энергетический обмен Вейдера с окружающим миром происходит по принципу интро-экстра. Вейдер – уникальный интроверт, его отгороженность от мира не имеет аналогий ни с каким другим персонажем. Он изолирован обстоятельствами от «внешнего» и «внешних». Ему недоступен язык прикосновений; он дышит стерильным воздухом; он смотрит на мир сквозь специальные линзы. Вдобавок он изолирован от «внешнего» самим собой – полным отсутствием привычных контактов. До встречи с сыном он не ищет ни поддержки, ни одобрения, ни понимания. Одиночество, возведенное в абсолют, нарушаемое лишь одной связкой: учитель – ученик (или, что синонимично, господин – слуга). И в этой полной отрешенности от мира Вейдер действует так активно, что за ним ни одному классическому экстраверту не угнаться. Он постоянно окружен людьми, постоянно в центре событий, постоянно в действии. На протяжении трех фильмов лишь однажды вроде бы отдыхал, и то Пиетт явился, как совесть грешнику, со своим докладом. Союз замкнутости и активности, отрешенности и вовлеченности в действие с точки зрения обыденной логики невозможен. А в бусидо это – норма, приводящая к успеху, цели, просветлению. Тут мы подходим к кульминации пути – конечной целью бусидо, основанного на философии дзен- (чань) буддизма является просветление. То самое, которого достигли Йода и Оби-Ван. То самое, которого может достичь каждый, независимо от совершенных поступков или проступков. Хлопок одной ладони не заработать суммой добрых дел. Его можно только услышать, и суровый воин, обагренный кровью, идущий сквозь смерть, слышит его точно так же, как улыбчивый отшельник, безмятежно пьющий чай в своей хижине. Воин – такой же аскет, как и отшельник, он так же медитирует на свою цель, а отшельник в любой момент может отставить в сторону чай и взяться за меч, чтобы убить кого-то, пусть и с благой целью. Просветление в чань/дзен понимается как внезапное озарение. Оно вроде бы не требует предварительной подготовки – возьми и выброси своего «императора» (иллюзии) куда подальше, и ты уже на светлой стороне Силы (просветление, сатори). Но неразрывно связанные притчи дзен и бусидо (кстати, дзен называли «религией самураев») рассказывают о том, что к просветлению чаще всего приходили подготовленные мастера. Оно и понятно – для того, чтобы освободиться от иллюзий, надо, как минимум, не бояться смерти, а еще лучше – не бояться жизни, какой бы крутизны она ни была. Слова Вейдера: «Теперь я мастер» приобретают в свете дзен новый оттенок, как и черный цвет его облачения (в основанных на том же чань/дзен восточных единоборствах черный пояс – знак высшего мастерства). Мастер зла или мастер собственного пути, приводящего к сатори – каждый решает сам. Я же скажу лишь словами одного из мастеров бусидо: "Путь самурая заключается в безрассудстве".
почему Вейдер оставался учеником и не пытался стать учителем столько времени и была лишь небольшая подвижка с Люком
А вот тут у меня целых две версии. Если вести речь только о Вейдере из 4-6 эпизодов, то причина, опять же, в барьере между ним и окружающим миром. Он не чувствует вокруг себя никого, кто мог бы со временем подняться до его уровня. Он живет в эпоху, когда искусство Силы практически забыто - в результате его же действий (ведь он истребил джедаев). Недаром гранд мофф Таркин говорит ему: "Вы - все, что осталось от древней религии". Только в Люке он увидел личность, которой может передать то, что знает и умеет сам. читать дальшеЕсли же рассматривать все шесть эпизодов, как историю Энакина, то причина в том, что Энакин разочаровался в самом принципе обучения. Ни джедаи, ни ситхи не дали ему знание, способное сделать счастливым себя и близких. И только, когда появляется Люк, в нем опять возникает присущее Энакину стремление не потерять близкого человека, и он пытается сохранить Люка разными способами - то приглашая стать своим учеником, то пытаясь отдать под покровительство императора (а ведь прекрасно знает, чем это кончится - в свое время император в свое время спровоцировал гибель прежнего ученика - Дуку от руки нового - Энакина). Но попытки эти противоречивые, в результате он чуть не теряет сына. Почему? Потому что он слишком привязан к империи, которую строил. В империю он вложил всего себя, это его главная любовь и привязанность до Люка. Когда Вейдер сделал окончательный выбор в пользу Люка, он не просто пожертвовал жизнью, он собственными руками уничтожил все, что создавал десятилетиями. По сути, он в этот момент отрекся от себя самого, от результатов своей деятельности - полностью, абсолютно. Именно поэтому оказался возможным его переход на Светлую сторону, и он встал в один ряд с великими джедаями (говоря языком буддизма, перешел Поток).
Сижу в гостях у папы, смотрю по его компьютеру оригинальную трилогию ЗВ (потому что мой, увы, сломался).
Я: Вот в этом фильме враги Дарта Вейдера украли у него детей и сделали из них его врагов. И сына, и дочь. Представляешь, какая трагедия?
Папа (без тени юмора): Это трагедия. Просто кошмар.
Вейдер как деятельКак-то так. Вейдер мне вообще не нравится как деятель (хотя нравится как персонаж), потому что убивает людей почём зря, начиная с джедаев и юнлингов и заканчивая собственными имперскими подчинёнными. Убийство разочаровавших его чем-то офицеров считаю особенно отвратительным, поскольку оно создавало во флоте атмосферу страха и отчаяния, что не могло не отразиться на боеспособности. Если любого могут убить на месте за ошибку или неудачу, которой невозможно было избежать, то усилия персонала будут направлены лишь на одно - избегать того, кто убивает. А вовсе не на успех кампании против мятежников, от которой зависело будущее всей галактики. Самую адекватную оценку Вейдеру как человеку и пароходу дал Тимоти Зан устами гранд-адмирала Трауна. Но это одна сторона.
О подлости Оби-вана и ЙодыПоведение Оби-вана и Йоды - другой вопрос. Когда смотришь ЗВ в детстве, как большинство зрителей, ты сам ещё ребёнок и не можешь поставить себя на место Вейдера, оценить, насколько страшно и больно должно быть сражаться с собственным сыном, которого у тебя похитили, воспитали врагом и вложили ему в руку меч, направленный на тебя. Вложили с помощью вранья. То, что Оби-ван говорит Люку о его отце - не обтекаемо высказанная правда, а подлая ложь, нацеленная на то, чтобы Люка можно было посадить в кресло пилота и направить уничтожать Звезду смерти вместе с её сотнями тысяч персонала, включая на тот момент и его отца - действие, мало чем отличающееся от уничтожения Альдераана. Йода поддерживает эту ложь, и только сам Вейдер говорит сыну правду. Кто другой на месте Люка плюнул бы в лицо призраку Кеноби, когда тот явился на Дагобе и начал оправдываться. Оправдания выглядели особенно мерзко. Вот просмотрите старые ЗВ-фильмы снова и обратите внимание на этот аспект, сами оцените.
Если же учесть информацию из приквелов, где Кеноби бросает Анакина Скайуокера мучительно умирать в огне вместо того, чтобы честно и быстро убить его - и тем самым даёт ему шанс выжить калекой и превратиться в Вейдера; а Йода оказывается тем, кто руководил орденом джедаев во время восхождения Палпатина к вершинам власти, и таким образом можно сказать, что именно он профукал и орден, и республику... если всё это учесть, картина становится ещё веселее. Получается, что джедаи по собственной гадостности и глупости проиграли всё и решили взять реванш с помощью лжи. У них получилось. Вроде победа добра, но осадочек остаётся. Симпатизировать Вейдеру и Палпатину, которые убивают миры, у меня не получается, но и от Кеноби с Йодой странный привкус. А уж при виде Леи, которой в руки внезапно свалилась власть, воображение сразу рисует всю последующую историю нарастающих катастроф, на которые обречена далёкая-далёкая галактика - как согласно Расширенной вселенной, так и у Диснея (впрочем, нах Диснея). Просто посмотрите на Лею в третьей части, на выражение её лица - такое ощущение, что она под кайфом.
О ЛюкеЕдинственный, кто в конце трилогии вызывает восхищение и одобрение - это Люк, у которого нашлись силы простить всех. И отца, массового убийцу, и учителей-лжецов, и судьбу, сделавшую его любимую женщину его сестрой, и друга, которому она досталась.
О перспективах ДДГТолько вот Люка не хватит. Вернее, он не для того. Он просветлённый, образец духовного совершенства, а ДДГ нужен был политический и военный лидер. Без него государство обрушилось в осколки и раздоры - классическую "эпоху сражающихся царств" с громадными человеческими потерями. Звёздные войны во многом типичная азиатская сказка.
О возможных альтернативахP.S. Я даже не могу сказать "было бы лучше, если бы Люк согласился на предложение Вейдера свергнуть императора и править галактикой вместе". Не факт, что было бы лучше. Тьма сожрала мозги Палпатина и человечность Вейдера (да и его мозги, судя по удушениям подчинённых, не вполне были интактны). Думаю, что и Люка она сожрала бы тоже. Это качество Тьмы, она вот такая. Галактике нужен был человек, не зараженный ни Тьмой, ни "светом" (= республиканством/демократиепоклонством). Только вот шансы такого человека вырвать власть у форс-юзеров были нулевые, как показало убийство Трауна, совершённое дикарём с подачи своей "богини" Леи. В общем, распространившаяся впоследствии по ДДГ опасливая неприязнь и даже ненависть к форс-юзерам вполне понятна. Их игры в поле Силы слишком дорого стоят всем остальным.