Записи с темой: Психицкое, психицкое (2)
Catilinarische Existenz
Неплохой фильм, но надо смотреть на большом экране в 3D. Действие - всё тот же игровой квест, от которого сценарий чуть отступает только в конце, когда герои отказываются от ухода в страну Аслана и покидают Нарнию навсегда. А вот уход Рипичипа - лишнее подтверждение игровой природы Нарнии: из четверых героев, достигших берега, в игровой рай уходит только говорящая мышь, один из местных квазиразумных программных элементов. Люди этим раем не соблазняются - что им там делать? Настоящие существа, они покидают игру для настоящего бытия.

@темы: фильмы, Нарния

Catilinarische Existenz
Я не знаю, что хотели сказать создатели киноэпопеи про Нарнию, но получилось у них следующее. Нарния - мир _игровой_. Это то же, что любая компьютерная игра: MUD, виртуальный мир, в который люди заходят "поприключаться". Там две обычные девочки и два мальчика "проживают" интересные жизни, "уничтожают" страшных врагов и "становятся" взрослыми женщинами и мужчинами, королями и королевами, а потом возвращаются в обыденную реальность, где прошло несравненно меньше времени, чем в реальности игровой, и опять становятся детьми безо всякого ущерба для психики (!). В первом фильме о Нарнии всё в порядке: там есть четверо игроков (детей из нашей реальности) и предназначенная для них, ждущая их прихода игровая реальность, в которой обитают заведомо сказочные, нереальные туземцы. Если там кто-то и умирает, то только "злодеи", местные волки и ведьмы, такие же условные и сказочные, как и "добрые" говорящие бобры и фавны. Когда один из игроков совершает глупую ошибку и ставит под сомнение удачный исход игры, детям даётся вариант "Аслан" - универсальный чит-код, который позволяет исправить ошибку и всё-таки победить в игре. Они, как положено, побеждают, пожинают игровые плоды победы и удовлетворенно отключают компьютер возвращаются в настоящую жизнь. Всё нормально, симпатичная такая сказка.

Проблема в том, что Нарния - не компьютерная программа, а некий параллельный мир, и он физически реален. Во втором фильме там появляются тельмарцы - человеческий народ, захвативший волшебную страну после ухода четверых игроков-"королей". Это вторжение не отменило игровой природы ландшафта, а тельмарцы, к сожалению, не сказочные игровые персонажи и даже не игроки. Это вполне настоящие люди, настоящий человеческий народ, который прибыл в Нарнию, чтобы там _жить_. И вот они там живут уже несколько сотен лет - работают, воюют, женятся, интригуют, убивают и умирают как люди - по-настоящему. Всё это время игровой мир находится в состоянии stand-by - и вдруг неизвестные создатели Нарнии опять открывают путь четверым избранным игрокам, и игра выходит на новый круг...

Тельмарцы, как они показаны в фильме, не сказочны ни на йоту. Это живые люди. Их предков не предупредили о том, что кажущаяся лёгкой добычей Нарния - игровая площадка, причём предназначенная _не для них_. Когда четверо избранных игроков опять решили разогнать скуку и поиграть в королев и королей Нарнии, тельмарцы попали на роль плохих ребят в игре, о существовании которой даже не подозревали, а поскольку Нарния физически реальна, сказочные мыши, фавны и прочие условно "хорошие" игровые фигурки принялись весело их убивать. Мочить игровых плохих ребят, которые в данном случае оказались живыми людьми. Неважно, плохими или хорошими, важно, что, в отличие от вооружённых мышей, настоящими и живыми. Мне было неприятно на это смотреть. Универсальный чит-код Аслан может воскресить "убитых" игровых зверюшек, но не убитых тельмарцев. Потому что люди, в отличие от мышей со шпагами, _настоящие_. Они живут в этом игровом ландшафте настоящей жизнью и умирают настоящей смертью. Необратимой.

Обвинить в этом непотребстве игроков, конечно, нельзя. Не они построили Нарнию, к тому же они не видят происходящее со стороны. Они, дети 40-х годов ХХ века, вообще не знакомы с представлением об игровых реальностях. И, я так думаю, Нарнию строил не Аслан, который никакой не Бог, а универсальный чит-код данной конкретной игры. (НБ: я говорю здесь именно о фильмах про Нарнию, а не о книгах Льюиса, о впечатлении, оставленном фильмами, а не льюисовской сказкой. Поэтому не надо объяснять мне, что хотел сказать Льюис. Я знаю это лучше вас; речь о другом.) Если кого и обвинять, то только строителей Нарнии, оставшихся, конечно, за кадром и вообще не подразумеваемых сценаристом, во всяком случае, сознательно. Тот факт, что эти строители есть, не вызывает сомнений. Их подразумевает конечный результат производственного процесса фильмов. Если писать сценарии из коматозного состояния, такие эффекты случаются.

Выходя из кинотеатра, я спрашивала себя: господа из Голливуда вообще поняли, что у них получилось? Вряд ли. Если бы поняли, то озаботились бы либо сделать тельмарцев сказочными персонажами, либо вырезать из фильма пренеприятнейшую кровавую бойню. Если бы у меня были дети, после этого фильма мне пришлось бы провести с ними долгий разъяснительный разговор. О некоторых вещах всё-таки надо предупреждать зрителей, особенно когда фильм подаётся как детский.

@темы: фильмы, Нарния