Catilinarische Existenz
UPD. На фикбуке к этой статье длинная и необязательно топиковая дискуссия в комментах: ficbook.net/readfic/4508963
***
Те, кто меня читает, знают, что фанфиков я избегаю, насколько могу. Я делаю оридж даже тогда, когда большинство авторов написали бы фик. Исключений мало, и вряд ли их станет больше - по ЗВ я ещё кое-что могу написать, плюс пару рассказов по киноклассике (всё это сюжеты, которые имеют смысл именно как комментарий к исходникам) - но и только.
Сейчас я рада как никогда, что у меня сами собой пишутся ориджи, а не фики.
Смотрите, вот писатель Тимоти Зан после того, как Дисней купил права на "Звёздные войны" и отменил Расширенную вселенную:
www.dailydot.com/geek/star-wars-timothy-zahn-ex...
www.facebook.com/TimothyZahn/posts/748264421871...
Видите эту полную самоуничижения позу? Это "трудно найти слова", эти несчастные троеточия, эту жалкую надежду на то, что его самый лучший, любимый читателями персонаж будет каким-то чудом спасён из заморозки мира в карбоните и вписан в убогий "новый канон"? Жуткое дело, если подумать: ты по-настоящему талантливый автор и создал целый ряд книг, но какой-то чёрт (чёртик фанатства!) дёрнул тебя вписать свои лучшие идеи и лучших героев не в свои оригинальные сюжеты, а в чужой сеттинг. В результате эти герои - бац! - не твои. Они буквально чужая собственность - как если бы твои дети родились рабами потому, что второй их родитель раб. Униженная поза Зана в интервью и на фейсбуке - это поза человека, у которого отняли его детища, покрутили их в руках, хладнокровно сплагиировали из них лучшее, а самих их бросили гнить в чулан. Зану их, конечно же, не отдадут, об этом не может быть речи. Система такая - сгноят всё, но автору не вернут, ибо деньги уплочены.
Это риск, когда создаёшь фанфикшен. Причём авторы "официальных" фанфиков здесь в худшем положении, чем простые интернетные фикописцы. Фикописец всегда может переработать свой фанфик в оридж и даже стать с этого миллионером, как Э. Л. Джеймс, но Тимоти Зану никто не даст это сделать - он изначально всё продал.
Зан до сих пор любит "Звёздные войны". Он их очень любил, когда впервые смотрел в кино; любил четверть века назад, когда согласился продолжить оригинальную трилогию Лукаса; когда написал синопсис на сорок страниц и работал над книгами своего сиквела. Эта любовь его и подвела под монастырь. Любовь ведь значит доверие. Зан доверял Лукасу и Лукасбукс, компании, на которую работал, и бездумно отдавал им всё лучшее, что создала его фантазия: персонажей, сюжеты, концепции и миры. Он полагал, как многие молодые авторы, что у него есть ещё, что он создаст для себя другое, ничуть не хуже. А оказалось, хуже. Оказалось, его любовь к ЗВ была так велика, восторг от оказанного доверия так вдохновляющ, что все его лучшие идеи ушли в трилогию Трауна и в руки обладателей ЗВшного копирайта. Всё, поезд отчалил. Ни один персонаж оригинальных книг Зана не завоевал и сотой доли той читательской любви, которая досталась Трауну и Маре Джейд. Да что там Траун - даже Жорж Кар'дас популярнее, чем те герои, которых Зан создал не для ЗВ. Это было бы полбеды, если бы сам Зан считал иначе, если бы он любил героев своих ориджей больше, чем тех, кого он на их и свою беду поселил в Далёкой-далёкой галактике. Но Зан чувствует так же, как его читатели - он больше всего любит Трауна, Мару, Тэлона Каррде, Пеллеона, всех этих. Всё, что он теперь может сделать для них и с ними - это подписывать старым фэнам старые книги на каком-нибудь бразильском коне и лепетать примиренческую фигню, чтобы не дай Бог не разозлить хозяев от Диснея, которые обладают властью спасти его творения или окончательно их приговорить.
Если у тебя есть любимый герой, просто чем-нибудь интересный герой, небанальная идея, хоть что-либо примечательное - не вписывай это в фанфик. Сделай оридж. По ходу дела исправишь косяки канона и уберёшь все то, что не ложится тебе в концепцию - это ещё одна причина, почему я пишу ориджи. Разовьёшь собственный мир, пусть похожий на что-то ещё, но твой. Если ты талантлива, у тебя получится мир, не более похожий на те же ЗВ, чем ЗВ на "Дюну", от которой отталкивался сам Лукас. Да-да, он тоже создал оридж по моему рецепту.
Это было, так сказать, выплескивание жёлчи и искренний добрый совет на общественных началах. Как фэн я, конечно, люблю читать хорошие фанфики, в том числе с оригинальными персонажами. Как автор я отлично вижу преимущества фикописательства: аудитория, прежде всего. Напиши фик - и получишь фидбек от софэндомцев, хоть бы два-три отзыва будет. Напиши большой красивый фик по популярному канону - и получишь кучу фидбека, поглаживаний, сирдец и просьб писать дальше. Это очень греет. Сделай из тех же самых идей оридж, и фидбека можно не получить вообще. Это грустно. Но я вот смотрю на Тимоти Зана и понимаю: уж лучше сидеть вообще без фидбека, чем написать дисклеймер, отдать своё, родное, такому мудлу, как Дисней, и когда-нибудь оказаться в такой униженной позе.
ЗВ-обзорам:
***
Те, кто меня читает, знают, что фанфиков я избегаю, насколько могу. Я делаю оридж даже тогда, когда большинство авторов написали бы фик. Исключений мало, и вряд ли их станет больше - по ЗВ я ещё кое-что могу написать, плюс пару рассказов по киноклассике (всё это сюжеты, которые имеют смысл именно как комментарий к исходникам) - но и только.
Сейчас я рада как никогда, что у меня сами собой пишутся ориджи, а не фики.
Смотрите, вот писатель Тимоти Зан после того, как Дисней купил права на "Звёздные войны" и отменил Расширенную вселенную:
www.dailydot.com/geek/star-wars-timothy-zahn-ex...
www.facebook.com/TimothyZahn/posts/748264421871...
Видите эту полную самоуничижения позу? Это "трудно найти слова", эти несчастные троеточия, эту жалкую надежду на то, что его самый лучший, любимый читателями персонаж будет каким-то чудом спасён из заморозки мира в карбоните и вписан в убогий "новый канон"? Жуткое дело, если подумать: ты по-настоящему талантливый автор и создал целый ряд книг, но какой-то чёрт (чёртик фанатства!) дёрнул тебя вписать свои лучшие идеи и лучших героев не в свои оригинальные сюжеты, а в чужой сеттинг. В результате эти герои - бац! - не твои. Они буквально чужая собственность - как если бы твои дети родились рабами потому, что второй их родитель раб. Униженная поза Зана в интервью и на фейсбуке - это поза человека, у которого отняли его детища, покрутили их в руках, хладнокровно сплагиировали из них лучшее, а самих их бросили гнить в чулан. Зану их, конечно же, не отдадут, об этом не может быть речи. Система такая - сгноят всё, но автору не вернут, ибо деньги уплочены.
Это риск, когда создаёшь фанфикшен. Причём авторы "официальных" фанфиков здесь в худшем положении, чем простые интернетные фикописцы. Фикописец всегда может переработать свой фанфик в оридж и даже стать с этого миллионером, как Э. Л. Джеймс, но Тимоти Зану никто не даст это сделать - он изначально всё продал.
Зан до сих пор любит "Звёздные войны". Он их очень любил, когда впервые смотрел в кино; любил четверть века назад, когда согласился продолжить оригинальную трилогию Лукаса; когда написал синопсис на сорок страниц и работал над книгами своего сиквела. Эта любовь его и подвела под монастырь. Любовь ведь значит доверие. Зан доверял Лукасу и Лукасбукс, компании, на которую работал, и бездумно отдавал им всё лучшее, что создала его фантазия: персонажей, сюжеты, концепции и миры. Он полагал, как многие молодые авторы, что у него есть ещё, что он создаст для себя другое, ничуть не хуже. А оказалось, хуже. Оказалось, его любовь к ЗВ была так велика, восторг от оказанного доверия так вдохновляющ, что все его лучшие идеи ушли в трилогию Трауна и в руки обладателей ЗВшного копирайта. Всё, поезд отчалил. Ни один персонаж оригинальных книг Зана не завоевал и сотой доли той читательской любви, которая досталась Трауну и Маре Джейд. Да что там Траун - даже Жорж Кар'дас популярнее, чем те герои, которых Зан создал не для ЗВ. Это было бы полбеды, если бы сам Зан считал иначе, если бы он любил героев своих ориджей больше, чем тех, кого он на их и свою беду поселил в Далёкой-далёкой галактике. Но Зан чувствует так же, как его читатели - он больше всего любит Трауна, Мару, Тэлона Каррде, Пеллеона, всех этих. Всё, что он теперь может сделать для них и с ними - это подписывать старым фэнам старые книги на каком-нибудь бразильском коне и лепетать примиренческую фигню, чтобы не дай Бог не разозлить хозяев от Диснея, которые обладают властью спасти его творения или окончательно их приговорить.
Если у тебя есть любимый герой, просто чем-нибудь интересный герой, небанальная идея, хоть что-либо примечательное - не вписывай это в фанфик. Сделай оридж. По ходу дела исправишь косяки канона и уберёшь все то, что не ложится тебе в концепцию - это ещё одна причина, почему я пишу ориджи. Разовьёшь собственный мир, пусть похожий на что-то ещё, но твой. Если ты талантлива, у тебя получится мир, не более похожий на те же ЗВ, чем ЗВ на "Дюну", от которой отталкивался сам Лукас. Да-да, он тоже создал оридж по моему рецепту.
Это было, так сказать, выплескивание жёлчи и искренний добрый совет на общественных началах. Как фэн я, конечно, люблю читать хорошие фанфики, в том числе с оригинальными персонажами. Как автор я отлично вижу преимущества фикописательства: аудитория, прежде всего. Напиши фик - и получишь фидбек от софэндомцев, хоть бы два-три отзыва будет. Напиши большой красивый фик по популярному канону - и получишь кучу фидбека, поглаживаний, сирдец и просьб писать дальше. Это очень греет. Сделай из тех же самых идей оридж, и фидбека можно не получить вообще. Это грустно. Но я вот смотрю на Тимоти Зана и понимаю: уж лучше сидеть вообще без фидбека, чем написать дисклеймер, отдать своё, родное, такому мудлу, как Дисней, и когда-нибудь оказаться в такой униженной позе.
ЗВ-обзорам:
Лукас, конечно, отнесся к оригиналу без особенного уважения. А у Диснея вообще свои планы на это
Но это же нарушение священного диснеевского копирайта. Никак нет.
Это будет плагиат.
Будь она самостоятельной книгой - не имела бы и десятой доли популярности. Да, фанфик. Хороший фанфик, заслуживший юбилейное переиздание (больше кажется ничего не переиздавали из РВ). А то, что франшизу перепродали двадцать лет спустя... Ну толку об этом плакать?
Ага, вот оно что. Спасибо за информацию, теперь я понимаю, почему эта трилогия не так популярна в России, как того заслуживает. Это всё отсебятина пиривотчегов, которым не нравились сияние и пафос (они, вообще-то, достоинства). Значит, нужен новый, адекватный перевод.
Я, конечно, читаю в оригинале. В оригинале это просто чертовски хорошая беллетристика, с очень сильными героями и сюжетом. Сложно сказать, насколько популярна была бы именно эта история, если бы она не стала частью ЗВ. Дело в том, что история Трауна в целом краше всего именно в контексте Расширенной вселенной (не просто ЗВ, а РВ ЗВ). Но это моя точка зрения, подавляющему большинству западных фэнов она как раз нравится сама по себе либо как идеальный сиквел лукасовской трилогии. Несомненно, поклонники у такого ориджа были бы, но так же несомненно их бы было меньше.
больше кажется ничего не переиздавали из РВ
Там просто допечатывают. Некоторые комиксы переиздавали, в том числе Dark Empire.
А то, что франшизу перепродали двадцать лет спустя... Ну толку об этом плакать?
Что толку вообще огорчаться, даже если у тебя кто-то помер? Наверное, дело в том, что мы не дроиды, а люди.
Но все, что делает книгу идеальным сиквелом, играет против нее, будь она самостоятельным произведением. Траун все же слишком сияющ.
Авторам, получившим все причитающиеся им деньги и искреннюю любовь читателей, огорчаться не стоит. Особенно принимая во внимание тот факт, какого размера франшиза и сколько в ней задействовано людей.
А что до фанфиков... молодым писателям лучше "тренироваться на кошках". Лучше получить на выходе хороший фанфик и гарантированное внимание почитателей канона, чем "идея хорошая, но воплощение подкачало". Профессиональным авторам можно творить все, что их душе угодно и в каких угодно рамках.
Авторам, получившим все причитающиеся им деньги и искреннюю любовь читателей, огорчаться не стоит.
Боюсь, не все пишут только за деньги и поглаживания.
Трауновка - самая популярная часть РВ в русскоговорящем пространстве, имхо. Ее обычно советуют всем, кто вообще хочет узнать что за зверь такой РВ. Переиздавала кстати кажется Азбука, так что там перевод близкий к оригиналу.
А за что пишут еще? Войти в историю? Повлиять на неокрепшие умы?
Трауновка - самая популярная часть РВ в русскоговорящем пространстве, имхо.
РВ у нас вообще недостаточно популярна. На то есть, конечно, объективные причины, но всё-таки жаль.
А за что пишут еще? Войти в историю? Повлиять на неокрепшие умы?
Ну вот, вы и сами можете перечислить. Наверняка и ещё найдётся, зачем писать. Лично я бы писала, даже если бы у меня остался только один читатель. Или ни одного, только я сама.
Эксмовский переводчик был со мной солидарен и щедро добавил в текст реплик и мыслей Пеллеона, которых в оригинале нет. Зато капитан стал на человека похож, а не функцию вида "обожающий гения неофит". Два перевода, оригинал - все доступно за спасибо, есть из чего выбрать.
РВ в массе своей написана от плохо до очень плохо и противоречива донельзя. Когда мне понадобилась для "Кукловодов" определенная инфа, то после перекапывания всего, что удалось найти, оказалось, что проще додумать за авторов. В новом каноне с этим еще хуже, опять приходится тянусь сову на глобус, а сова орет дурным голосом.
Я пишу в основном для выгула собственных тараканов и знаю, что мой оригинальный текст никто никогда не напечатает, а если чудо произойдет - гонорара хватит на два похода в магазин. Поэтому я пишу фанфики, обкатывая ту или иную идею.
Два перевода, оригинал - все доступно за спасибо, есть из чего выбрать.
Я вижу проблему в том, что на эксмовском переводе с перевираниями не написано "осторожно, переводчик самовыразился, текст расходится с оригиналом". Он продавался как обычный добросовестный перевод, и читатели, которые его прочли, потратили время и деньги не совсем на тот продукт, который хотели. Это обман, по сути.
Пеллеон в оригинале совершенно живой и настоящий человек, дополнительно оживлять его не требуется, разве только для тех, кому надо всё вместе с интерпретацией десять раз прожевать и в клювик вложить, как в советской школе, иначе не понимают. Есть такая публика, очень она мне не нравится. Обычно она ещё пропагандонов любит читать, это у меня больной пункт.
В новом каноне с этим еще хуже, опять приходится тянусь сову на глобус, а сова орет дурным голосом.
Я пишу в основном для выгула собственных тараканов и знаю, что мой оригинальный текст никто никогда не напечатает, а если чудо произойдет - гонорара хватит на два похода в магазин. Поэтому я пишу фанфики, обкатывая ту или иную идею.
Желаю удачи.
В РВ некоторые части (тот же одиозный "Осколок ока разума") прямо противоречат другим, персонажи мрут и воскресают два, а то и три раза, события не трамбуются в отведенный промежуток времени и пр. (Это мы еще не копаем в сторону комиксов, вот там точно хаос и апокалипсис). И в качестве вишенки на торте - чудовищно непроработанная матчасть. Бесконечно меняющиеся ттх кораблей, их число, сама структура армии и флота (и военной администрации заодно) - и это только Империя.
В РВ некоторые части (тот же одиозный "Осколок ока разума") прямо противоречат другим, персонажи мрут и воскресают два, а то и три раза, события не трамбуются в отведенный промежуток времени и пр. (Это мы еще не копаем в сторону комиксов, вот там точно хаос и апокалипсис). И в качестве вишенки на торте - чудовищно непроработанная матчасть.
Можно подумать, всё это не касается также и оригинальной кинотрилогии. Начиная с классического вопроса, сколько времени Люк учился на джедая у Оби-вана и Йоды.
Зан, хоть и сдержано отзывается о текущей ситуации с "каноном" и "легендами", но по ТФА все-таки немного проехался.
Но жаль, что еще одна серия про Трауна теперь уже едва ли будет написана.
У этих американских коммерческих авторов железное правило: ничего нельзя писать и публиковать бесплатно. Русский автор в такой ситуации просто написал бы что хочет и выложил в интернет людям на радость, но Зан так не сделает. Поэтому Расширенная вселенная теперь наша, фэнская, и Траун тоже.
Поэтому Расширенная вселенная теперь наша, фэнская, и Траун тоже.
И это тоже. Теоретически, Трауна могут отретконить, пусть и придется натягивать старые условия мира на новые.
Ну, Лусено успел поработать в новых условиях, мало ли.
Я бы не сказала, что Зан в этом интервью спокоен. Он пытается сохранить лицо и не сказать кривого слова, чтобы не портить отношения с диснеем, но получается плохо. Он очень эмоционален (для Зана, ЕВПОЧЯ).
Понятно, что будут тащить, но старые авторы хоть аккуратно это бы сделали, Лусено вон вспомнил, кого мог, включая Айсарда и Плэгаса, и есть микроскопическая надежда на то, что больше их трогать не будут.
Он очень эмоционален (для Зана, ЕВПОЧЯ).
По нынешним временам это еще спокоен, если смотреть, как он на ТФА оторвался
условно безболезненно уйти от войны с вонгами, сосредоточившись на проблемах самоидентификации в условиях диснеевского противостояния
Зачем? Где в инфантильной третичной сказочке от диснея место для не инфантильного гения-нефорсюзера, который рождён захватить вселенную или спасти её? Весь смысл РВ-линии про Трауна в том, что Сила, или Бог, или Провидение, называйте как угодно, создали Трауна как раз вовремя для того, чтобы при минимуме доброй воли и мозгов со стороны обитателей ДДГ те самые 365 триллионов могли остаться живы (ну, большинство из них). Доброй воли и мозгов не хватило, форсюзеры вовлекли Трауна в свои игры за власть и идеологию и погубили его, к войне никто не подготовился, и треть населения ДДГ погибла. Мораль как бы очевидна. А мауситы нам хотят впарить прямо обратный мессидж: что вселенная вертится вокруг форсюзерского лайтсабера, без которого маглы двумя руками свою же задницу не отыщут, и так и должно быть вечно
пока пипл будет хавать и нести диснею денежки. Нет, если уж писать историю о клоне Трауна, то в рамках РВ. И не роман, новеллы хватит.Эту тему краем задела игровая Форс Анлишд
А что там было?
По нынешним временам это еще спокоен, если смотреть, как он на ТФА оторвался
Оторвался? Я это пропустила. Что и где он сказал?
К счастью или нет, но Дисней уже упустил шанс создать свою непротиворечивую и связную вселенную, единственное, что у них получилось - превратить Палпатина и Вейдера в пугал.
Такими темпами через пару-тройку лет какого-то общего посыла и вовсе не останется. Про клона вот: Хотели ли Вы возродить Трауна в качестве клона и продолжить его приключения после дилогии «Рука Трауна»?
Это как раз одна из тех историй, которые я хотел бы рассказать, если бы «Легенды» не закрыли. Было бы очень интересно показать клона Трауна, на которого неожиданно сваливается бремя лидерства, и он совершенно не уверен, по силам ли ему оправдать ожидания и запросы всех тех, кто его окружает.
(из того же интервью, но я не могу найти расшифровку куска на английском, есть только аудиозапись, где он об этом говорит.) В этом варианте внешняя неназванная угроза все еще может болтаться где-то на краю галактики, уклон же больше в психологическую составляющую. И не привязывать эту историю к киношной сюжетке, тем более, что суть тамошнего конфликта пока унылая донельзя, картон на фоне ОТ, не говоря уж об НТ с РВ.
А что там было?
Там в основе экшн-игрушка, по которой написана неплохая новеллизация с нехилым упором на сомнения и проблемы самоидентификации героя-клона. Вроде того, что нафиг ему ввязываться в дело Альянса и не затаиться ли где-нибудь в дальнем тихом углу со своей дамой. А тут в лидеры зовут и вообще без него никак. Но против первоосновы не попрешь, и глубоко автор не закапывается.
Что и где он сказал?
Да все там же, что Траун съел бы Кайло на завтрак и все в таком духе
и будут годами писать с ними тонны слэша, как и случилось. А вовсе не рассказать красивую, умную и грустную историю для взрослых, как эта линия РВ с Трауном и юужань-вонгами.(из того же интервью, но я не могу найти расшифровку куска на английском, есть только аудиозапись, где он об этом говорит.)
Спасибо. А ссылка есть?
В общем, повторюсь: смысл жизни Трауна (и истории про него) именно в РВ. Без линии с вонгами - непонятно, что ему вообще делать и зачем жить, распугивая вокруг себя всех этих халтурных супергеройчиков с их Силой. Даже в пост-юужаньской РВ такой клон непонятно зачем нужен, второй большой угрозы там нет. Клон мог бы задать своим создателям именно эти вопросы, например, это был бы неплохой ход.
К счастью или нет, но Дисней уже упустил шанс создать свою непротиворечивую и связную вселенную, единственное, что у них получилось - превратить Палпатина и Вейдера в пугал.
Такими темпами через пару-тройку лет какого-то общего посыла и вовсе не останется.
Это радует. Ничего, опять сделают перезапуск, пипл схавает. Тот пипл, который схавал Кайло и Рей вместо героев РВ, схавает вообще всё.
Аудиозапись (она почти часовая), расшифровки частичные - на русском, на английском и еще одна. Ну, мне так и показалось, что речь о клоне, которым хотели решить текущие проблемы, а не глобальную.
У меня надежда на старых авторов, которым не плевать на вселенную, вне зависимости от того, кто там рулит)
У меня надежда на старых авторов, которым не плевать на вселенную, вне зависимости от того, кто там рулит)
А я, наоборот, надеюсь, что старые авторы в маусятину не полезут. Не может же быть чувство собственного достоинства совершенно чуждым американцам. Или все-таки может? Надеюсь, нет.
у Лусено получилось
Мне почему-то кажется, что "Дарт Плэгас" — очень красивый вброс и прелюдия к вот-это-повороту в фильме. Лежал-лежал черновик стопицот лет, а потом к Лусено прибежали с трусами на голове и говорят "Чувак, расчехляй". Расчехлили аккурат перед премьерой ЗВ-7, а концовка настолько неоднозначная, что остается вопрос: а может Плэгас и не умер вовсе? Возвращаемся к той дивной теории про Сноука — Плэгаса, сопоставляем немного фактов из канона и получаем пронзенные метафорическим стояком небеса. Плэгасу отхватили кусок челюсти лезвием? Отхватили. Плэгас шифровался и плел многоходовочку в тени? Было дело. В фильме пока что подразумевается, что со Сноуком контачат только Хакс и Кайло Рен, так что еще один плюс в пользу этой теории. Не хочу пока верить заявлениям о том, что Сноук — новый персонаж. Если это рили новый персонаж, то Дисней упустит классный маневр.
Пы.Сы. То ли Тимоти Зан слишком оптимистичен в своих суждениях, то ли мы все тут белки-истерички
*любит-любит Трауна*
Зану ничего другого не остается.
Тоже люблю Трауна и Плэгаса, и много кого еще их РВ, но если их возвращать, то, блин, в исполнении их же создателей, не хочу слива(
Это хорошо, нечего интересным вещам делать в маусятине.
Савинов Авыч Ебарисович, Зан не оптимистичен, ему хреновенько. Он просто пытается сохранить лицо и не испортить отношения с диснеем, тут он маху даёт, по-моему - лучше их испортить, чтобы они у него поменьше крали. Как надо всё равно не сделают, украдут только многое.
Тоже люблю Трауна и Плэгаса, и много кого еще их РВ, но если их возвращать, то, блин, в исполнении их же создателей, не хочу слива(
ИМХО, это неверная формулировка. "Возвращать" здесь невозможно, все эти герои живут в своём мире, в РВ. Нечего их волочь в чужой им неканонный маусиный фанфик. Так я на это смотрю