"Сверхдальний перелёт" - роман из мира Звёздных Войн, в котором Зан рассказывает о первом контакте Старой республики с народом чиссов и лично с Трауном.
Но это, в общем, неважно. Это мрачная книга об интригах и сражениях, в которой показано, что бывает, когда обладающие Силой (магией\избранностью\ещё каким-нибудь бредом) самоуверенные идиоты сталкиваются с талантливым военным профессионалом, который по-настоящему знает и любит свою работу.
Создавая этот роман, Зан не был обязан во что бы то ни стало прописать победу условных "сил Света", и по финалу видно, чем кончилась бы его легендарная "Трилогия Трауна", если бы сомнительное Добро не обязано было кровь из носу победить там. У "Сверхдальнего перелёта" реалистичный и трагический финал, и книга вышла поучительная в наилучшем смысле. Поклонникам старой доброй вселенной Звёздных Войн роман понравится ещё и тем, что изящно и ненавязчиво рисует завязку той огромной саги о войне галактического человечества против юужань-вонгов, которую представляют собой "трауновские" романы Зана и серия "Новый Орден джедаев". Именно в "Сверхдальнем перелёте" развитые государства Далёкой-далёкой галактики получают первые намёки на грядущее вторжение Чужаков Издалека. Чиссы сталкиваются с ними в сражении, а Дарт Сидиус, грядущий император Палпатин, прозревает образы чудовищ в Силе и начинает искать средства борьбы с ними. Вот и объяснение того, почему Палпатин вбухивал столько средств в создание военного флота, зачем ему нужны были такие механизмы, как Звёзды смерти, и что делал в Империи загадочный чужак по имени Траун.
О Трауне и дряхлости галактических цивилизацийВ недавнем споре об этом герое мой собеседник выражал сомнения, в самом ли деле Траун так хорош, как мне кажется. Надо сказать, он в целом даже не просто хорош. По итогам саги о вонгах Траун - наилучший и самый трагический герой всего огромного галактического эпоса. Его присутствие и его судьба демонстрируют то общее дряхление и размягчение мозгов в старых цивилизациях, которое сделало их для захватчиков лёгкой добычей. Это касается не только Старой республики, но и, скажем, чиссов, хотя они намного умнее и компетентнее республиканцев. Однако их культура слишком ригидна, их дальновидные цивилизационные принципы подошли к черте, на которой они более не полезны, а самоубийственны. Среди чиссов, словно бы по велению Бога, рождается гений, способный спасти всю галактику от грозящей гибели - и какова реакция общества? Они просто не знают, что с ним делать, как не знали бы на их месте республиканцы. И тем, и другим этот гений только мешает, они не понимают, как с ним общаться и как его применить, и даже не осознают, что не понимают этого. Рефлексии на должном уровне нет. Для гения очевидно, что грядёт величайшая война в истории, и он мог бы помочь подготовиться к ней, если бы окружающие были вменяемы. Но они не хотят о чём-то таком даже думать. Их выбор - страусиная стратегия: голову в песок, и точка. Им лучше было бы убрать этого человека, говорящего беспокоящие необычные вещи, но как-нибудь так, чтобы не слишком очевидно запачкать руки. Сослать на необитаемый мир на верную смерть, или чтобы дикарь его, например, зарезал. Очень показательный момент: только психопатичный ситх Дарт Сидиус и его не менее психопатичный агент - люди, отбросившие всю мораль, условности и ценности дряхлой культуры - способны понять, что имеют дело с гением, который незаменим, которого во что бы то ни стало надо сохранить и привлечь на свою сторону. У меня непреходящий батхерт от того, что погибли потом от рук юужань-вонгов не те, кто виноват в смерти Трауна (и я говорю не о ногри), а совсем посторонние и невинные существа - те, кого Траун хотел защитить, ради чьего спасения, в общем, жил. Это, конечно, тоже реалистичный момент, когда косячат власть имущие, а платят за это другие люди. Оттого и горько - слишком уж как в жизни вышло. О джедаях и ВейдереКогда я читала "Сверхдальний перелёт", мне казалось, что Зан рисует джедаев в целом и Кеноби в частности слишком узколобыми и поверхностными. Впечатление было ошибочным: новый просмотр всех шести фильмов показал, что Зан отобразил джедаев и Кеноби в точности как сам Джордж Лукас. Удивительно, КМК, не то, что Анакин Скайуокер в конце концов переметнулся от ордена и наставника к Палпатину, а то, что он не сделал этого раньше. Анакин - ещё один трагический герой Далёкой-далёкой галактики. Он видит гибельную дряхлость системы, чувствует, что систему надо менять, иначе будет не просто плохо, а полный ппц - но не обладает властью, чтобы самостоятельно снести всё что надо, и талантом, чтобы создать на месте снесенного что-то более эффективное. В итоге он становится Вейдером, подчиняется психопату Сидиусу и гибнет вместе с ним, когда чернушничество и психопатия окончательно пожирают разум императора. А прежде чем накрыться, оба ситха умудряются втянуть Трауна в свои преступления. Для него - и для трети населения галактики - это становится смертным приговором. Где и в каком порядке это читать:
-
"Сверхдальний перелёт" + рассказы
"Случай в тумане" и
"Кризис веры" - Трилогия Трауна:
e-reading.club/book.php?book=23319 e-reading.club/book.php?book=23320 e-reading.club/book.php?book=23321 - (опционально) Дилогия "Рука Трауна":
e-reading.club/book.php?book=23315e-reading.club/book.php?book=23316 -
серия "Новый Орден джедаев" Have as much fun as I did.
Обзорам:
Зан читателям это, кстати, устроил почти намеренно. Он, по его часто цитируемым словам, "вписал себя в угол" - по чесноку имперцы выигрывали войну. Нож в спину был необходим как средство оставить победу за республиканцами и прочей "светлой стороной Силы". Двадцать пять лет прошло, а читатели до сих пор матерятся.