Catilinarische Existenz
29.03.2016 в 09:49
Пишет Муравьиный лев:Черное на золотом

Джокер прав: безумие подобно гравитации. Стоит подтолкнуть, и, пока народ курит траву по Рейло и другим пейрингам беспробудно спящей силы, ты (на самом деле, я – тебе это по большому эвокскому барабану) без всякого гиперпривода возвращаешься в мир оригинальной трилогии «Звездных войн». Мир обжигающего, как ямайский ром, духа свободы, легкого, как элитное курево, привкуса дзена и драйвовых, как лучшие рокерские композиции, героев.
Вкус у меня лаутензаковский, и мое отношение к оригинальной трилогии подтверждает этот горестный факт. Мне в ней нравятся все. Даже впалощекий мофф Таркин с тусклым умом, но горящими глазами. Даже Пиетт, выдернутый из своего уютного капитанского звания на неуютный адмиральский мостик, замирающий перед Вейдером, как кролик под взглядом удава (столь удивительно терпеливого по отношению именно к этому кролику, что возникает вопрос: может, и удавы чувствовать умеют?)
Удав интересует меня больше всего. Да, это снова лаутензаковщина, любовь к боянам и что там еще, но Дарт Вейдер всегда будет занимать одно из самых почетных мест на моем личном Олимпе. Именно Дарт Вейдер, а не Энакин Скайуокер.
Мне вообще представляется, что Вейдер из оригинальной трилогии и Энакин из приквела – не одна личность, пусть и меняющаяся от «хорошего человека» к «очень злой машине», а два разных персонажа, связанных только неуемным желанием Лукаса подзаработать миллиард-другой на кусок хлеба и стакан водки.
читать дальшеКак всегда, то, что подзаработать – с кудряшками, в клевой курточке и с еще не накачанной эфиром Натали Портман, смотрится как классический типаж из фанфика. А то, чтокурилось создавалось в приступе режиссерского озарения, пришло не из коммерческого кино, а из эпической поэмы, мифа или древнего ритуала инициации. Да, с эквалайзером, губной гармошкой и движениями манекена – прямо из легенды. Вернее, многих легенд. В Дарте Вейдере удивительно сочетаются монолитность тольтекской статуи и многослойность японской шелковой накидки эпохи Хэйан – из тех японских накидок, что называли китайскими.
Зрители первой волны после выхода первого фильма («Новая надежда») углядели в Вейдере сходство с Сатаной. Это было первое, поверхностное, но самое стойкое впечатление (поверхностные впечатления всегда самые стойкие). Кстати, если большинство зрителей за пределами США сравнивали Вейдера с Сатаной просто потому, что он обликом ужасен, черен и говорит как из-под земли, то многие американцы, прошедшие в детстве воскресные школы, сразу вспомнили строки из пророка Исайи: «…человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой».
К слову, о разрушении городов. Когда, после долгого перерыва, я вернулась к теме Дарта Вейдера (вернее, тема захватила меня по новой, аки абордажный крюк Экзекутора), то была, мягко говоря, удивлена. Удивило меня повальное убеждение, что именно Вейдер рулил Звездой смерти и разносил планеты с ее помощью. Сколько демотиваторов, коллажей et cetera на эту тему гуляет в Сети! Как-то напрочь забывают, что Альдераан разбабацал мофф Таркин, что Вейдер сначала обозвал пресловутую Звезду технологическим монстром, а потом попытался остановить горячего имперского вояку (правда, без особого энтузиазма). У меня нет желания представлять Вейдера маленьким и пушистым, но, ребята, давайте держаться фактов, даже если это факты из истории очень далекой и очень выдуманной галактики. Подобные ошибки коробят, особенно, когда их допускают фанаты. Вот не припомню, чтобы поклонники марвеловского Локи приписывали ему разгром Гарлема. Манхеттен – да, а Гарлем громил Халк, спроси об этом любого в фандоме Локи, и любой это скажет даже спросонья. Может, и Вейдера с Таркином перестанем путать? Разные слишком они.
Из-за чего шум, спросят меня. За Вейдером значится столько грехов, одним больше – что из того? А то, что подобные ошибки искажают характер. Вейдер – не наемник и авантюрист, как задумывался в первой версии сценария. Он и не стандартный «псих», каких мы немало повидали на экране. Он – зодчий Галактической империи, ее идеолог, политик и страж. И, хотя он подчиняется императору, но империю строит для себя. Строитель обычно не склонен бездумно разрушать построенное. Так и Вейдеру нужны подданные, а не черные дыры на месте бывших планет. Он не остановится ни перед какой жестокостью, если жестокость поможет подчинить массы и устранить личности, но ему претит уничтожение целого мира ради того, чтобы продемонстрировать мощь империи. В отличие от Таркина Вейдер понимает последствия уничтожения Альдераана. Так что, будь он у руля Звезды смерти, она как раз бы и не выстрелила, а будь он у руля империи, Звезда смерти не существовала бы даже в чертежах.
Но вернемся к японской накидке. Ассоциации с Князем мира сего позволили Лукасу успешно обыграть во второй трилогии знаменитое восклицание из той же Книги пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» История Энакина – голимый парафраз истории Люцифера. Только вот Люцифер, после того, как восстал против Бога, сам себе господин, а над Энакином-Вейдером стоит император. Да и сын Сатаны никак не похож на Люка Скайуокера, который весь, от имени до поступков, воплощает мировое торжество добра и света. Впрочем, Лукас ведь и не говорил, что собирается экранизировать Библию, так что вольности в трактовке образа вполне позволительны.
Еще в Вейдере увидели древнегреческого Танатоса и даже Аида. С Аидом опять нестыковочка. Если с ним кого и сравнивать из «Звездных войн», то лишь Палпатина. А вот с Танатосом обнаруживалось немало параллелей. На мысль о нем наводила привычка Вейдера душить нерадивых подчиненных, используя Силу. Танатос ведь тоже «обрывает дыхание» умирающего. Политическая символика в образе Вейдера (тиран-душегуб) переходит в мифологическую (божество смерти).
У Танатоса железное сердце. Вейдер облачен в непроницаемый «костюм жизнеобеспечения» (который одновременно доспехи), и в холодную отгороженность от мира (об интроверсии Вейдера мы еще поговорим, это весьма интересная грань его характера). У Танатоса есть крылья, у Вейдера – его личный TIE Advanced x1. И так же, как греческие герои побеждали Танатоса, герои «Звездных войн» – сначала Хан Соло, потом Люк Скайуокер – побеждают Темного лорда.
Но все же самой интересной из существующих интерпретаций мне представляется аналогия Вейдера с платоновской психе (душой).
Помните, в шестом эпизоде «Звездных войн» Люк говорит Лее: «В отце осталось добро, я это чувствую». Скудный запас английского помешал узнать, как же эта фраза звучит в оригинале, но более точными мне представляются слова Кайло Рена, беспокоящегося, что в нем самом «остался свет». Еще орфики и пифагорейцы представляли душу в виде искры света. Согласно Платону, этот свет заключен в материальном теле (сома) как в гробнице (сема) и, чем больше человек поддается страстям, тем плотнее и теснее становится гробница, грозящая окончательно поглотить душу. Обезображенный Энакин Скайуокер, заключенный в оболочку Дарта Вейдера, иллюстрирует положение о душе в гробнице. Согласно гностикам, превратившим платоновское учение в религиозно-философскую систему, душу спасает Логос, воплощение божественного Света (привет, Люк!). Давайте попробуем угадать одно из имен Логоса. Как? Правильно. Сын. Правда, в учении гностиков это Сын Божий, но мы договорились, что Лукас не клялся на крови в точности воспроизводить какой-либо древний сюжет, учение или архетип. Так или иначе, у платоновско-гностического варианта наибольшее число пересечений с Лордом ситхов, на что и обратили внимание после выхода на экраны «Возвращения джедая».
На что совсем не обратили внимания (и это еще один повод удивляться), так это на японскую накидку, о которой говорилось где-то в начале моего поста. Не на многослойность, нет, а на японское происхождение. Хотя, зная, как создавались «Звездные войны», нетрудно перекинуть мост от гностиков до несколько авантюрного, но очень верного образа жизни, который называется…
Впрочем, пост и так громадный. Договорим в следующий раз.
URL записи
Джокер прав: безумие подобно гравитации. Стоит подтолкнуть, и, пока народ курит траву по Рейло и другим пейрингам беспробудно спящей силы, ты (на самом деле, я – тебе это по большому эвокскому барабану) без всякого гиперпривода возвращаешься в мир оригинальной трилогии «Звездных войн». Мир обжигающего, как ямайский ром, духа свободы, легкого, как элитное курево, привкуса дзена и драйвовых, как лучшие рокерские композиции, героев.
Вкус у меня лаутензаковский, и мое отношение к оригинальной трилогии подтверждает этот горестный факт. Мне в ней нравятся все. Даже впалощекий мофф Таркин с тусклым умом, но горящими глазами. Даже Пиетт, выдернутый из своего уютного капитанского звания на неуютный адмиральский мостик, замирающий перед Вейдером, как кролик под взглядом удава (столь удивительно терпеливого по отношению именно к этому кролику, что возникает вопрос: может, и удавы чувствовать умеют?)
Удав интересует меня больше всего. Да, это снова лаутензаковщина, любовь к боянам и что там еще, но Дарт Вейдер всегда будет занимать одно из самых почетных мест на моем личном Олимпе. Именно Дарт Вейдер, а не Энакин Скайуокер.
Мне вообще представляется, что Вейдер из оригинальной трилогии и Энакин из приквела – не одна личность, пусть и меняющаяся от «хорошего человека» к «очень злой машине», а два разных персонажа, связанных только неуемным желанием Лукаса подзаработать миллиард-другой на кусок хлеба и стакан водки.
читать дальшеКак всегда, то, что подзаработать – с кудряшками, в клевой курточке и с еще не накачанной эфиром Натали Портман, смотрится как классический типаж из фанфика. А то, что
Зрители первой волны после выхода первого фильма («Новая надежда») углядели в Вейдере сходство с Сатаной. Это было первое, поверхностное, но самое стойкое впечатление (поверхностные впечатления всегда самые стойкие). Кстати, если большинство зрителей за пределами США сравнивали Вейдера с Сатаной просто потому, что он обликом ужасен, черен и говорит как из-под земли, то многие американцы, прошедшие в детстве воскресные школы, сразу вспомнили строки из пророка Исайи: «…человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой».
К слову, о разрушении городов. Когда, после долгого перерыва, я вернулась к теме Дарта Вейдера (вернее, тема захватила меня по новой, аки абордажный крюк Экзекутора), то была, мягко говоря, удивлена. Удивило меня повальное убеждение, что именно Вейдер рулил Звездой смерти и разносил планеты с ее помощью. Сколько демотиваторов, коллажей et cetera на эту тему гуляет в Сети! Как-то напрочь забывают, что Альдераан разбабацал мофф Таркин, что Вейдер сначала обозвал пресловутую Звезду технологическим монстром, а потом попытался остановить горячего имперского вояку (правда, без особого энтузиазма). У меня нет желания представлять Вейдера маленьким и пушистым, но, ребята, давайте держаться фактов, даже если это факты из истории очень далекой и очень выдуманной галактики. Подобные ошибки коробят, особенно, когда их допускают фанаты. Вот не припомню, чтобы поклонники марвеловского Локи приписывали ему разгром Гарлема. Манхеттен – да, а Гарлем громил Халк, спроси об этом любого в фандоме Локи, и любой это скажет даже спросонья. Может, и Вейдера с Таркином перестанем путать? Разные слишком они.
Из-за чего шум, спросят меня. За Вейдером значится столько грехов, одним больше – что из того? А то, что подобные ошибки искажают характер. Вейдер – не наемник и авантюрист, как задумывался в первой версии сценария. Он и не стандартный «псих», каких мы немало повидали на экране. Он – зодчий Галактической империи, ее идеолог, политик и страж. И, хотя он подчиняется императору, но империю строит для себя. Строитель обычно не склонен бездумно разрушать построенное. Так и Вейдеру нужны подданные, а не черные дыры на месте бывших планет. Он не остановится ни перед какой жестокостью, если жестокость поможет подчинить массы и устранить личности, но ему претит уничтожение целого мира ради того, чтобы продемонстрировать мощь империи. В отличие от Таркина Вейдер понимает последствия уничтожения Альдераана. Так что, будь он у руля Звезды смерти, она как раз бы и не выстрелила, а будь он у руля империи, Звезда смерти не существовала бы даже в чертежах.
Но вернемся к японской накидке. Ассоциации с Князем мира сего позволили Лукасу успешно обыграть во второй трилогии знаменитое восклицание из той же Книги пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» История Энакина – голимый парафраз истории Люцифера. Только вот Люцифер, после того, как восстал против Бога, сам себе господин, а над Энакином-Вейдером стоит император. Да и сын Сатаны никак не похож на Люка Скайуокера, который весь, от имени до поступков, воплощает мировое торжество добра и света. Впрочем, Лукас ведь и не говорил, что собирается экранизировать Библию, так что вольности в трактовке образа вполне позволительны.
Еще в Вейдере увидели древнегреческого Танатоса и даже Аида. С Аидом опять нестыковочка. Если с ним кого и сравнивать из «Звездных войн», то лишь Палпатина. А вот с Танатосом обнаруживалось немало параллелей. На мысль о нем наводила привычка Вейдера душить нерадивых подчиненных, используя Силу. Танатос ведь тоже «обрывает дыхание» умирающего. Политическая символика в образе Вейдера (тиран-душегуб) переходит в мифологическую (божество смерти).
У Танатоса железное сердце. Вейдер облачен в непроницаемый «костюм жизнеобеспечения» (который одновременно доспехи), и в холодную отгороженность от мира (об интроверсии Вейдера мы еще поговорим, это весьма интересная грань его характера). У Танатоса есть крылья, у Вейдера – его личный TIE Advanced x1. И так же, как греческие герои побеждали Танатоса, герои «Звездных войн» – сначала Хан Соло, потом Люк Скайуокер – побеждают Темного лорда.
Но все же самой интересной из существующих интерпретаций мне представляется аналогия Вейдера с платоновской психе (душой).
Помните, в шестом эпизоде «Звездных войн» Люк говорит Лее: «В отце осталось добро, я это чувствую». Скудный запас английского помешал узнать, как же эта фраза звучит в оригинале, но более точными мне представляются слова Кайло Рена, беспокоящегося, что в нем самом «остался свет». Еще орфики и пифагорейцы представляли душу в виде искры света. Согласно Платону, этот свет заключен в материальном теле (сома) как в гробнице (сема) и, чем больше человек поддается страстям, тем плотнее и теснее становится гробница, грозящая окончательно поглотить душу. Обезображенный Энакин Скайуокер, заключенный в оболочку Дарта Вейдера, иллюстрирует положение о душе в гробнице. Согласно гностикам, превратившим платоновское учение в религиозно-философскую систему, душу спасает Логос, воплощение божественного Света (привет, Люк!). Давайте попробуем угадать одно из имен Логоса. Как? Правильно. Сын. Правда, в учении гностиков это Сын Божий, но мы договорились, что Лукас не клялся на крови в точности воспроизводить какой-либо древний сюжет, учение или архетип. Так или иначе, у платоновско-гностического варианта наибольшее число пересечений с Лордом ситхов, на что и обратили внимание после выхода на экраны «Возвращения джедая».
На что совсем не обратили внимания (и это еще один повод удивляться), так это на японскую накидку, о которой говорилось где-то в начале моего поста. Не на многослойность, нет, а на японское происхождение. Хотя, зная, как создавались «Звездные войны», нетрудно перекинуть мост от гностиков до несколько авантюрного, но очень верного образа жизни, который называется…
Впрочем, пост и так громадный. Договорим в следующий раз.
04.04.2016 в 12:44
Пишет Муравьиный лев:Вейдер-до

А теперь я расскажу вам три истории – две короткие и одну из тех, что имеют начало, но не заканчиваются никогда, даже хеппи-эндом.
читать дальше
Однажды, в далекой Японии, существовал жанр исторической драмы. Назывался он дзидайгэки. Пьесы «костюмно»-исторического характера повествовали о нелегкой жизни и славных подвигах самураев. Добро и зло, встречи и разлуки, неожиданное обретение или потеря родных-любимых и обязательные поединки на мечах. Что-то это нам напоминает, да?
Зрелищность, динамичность, понятный сюжет, яркие и цельные персонажи позволили дзидайгэки перекочевать с театральных подмостков на экран, как только в Японии появился кинематограф. В разное время в этом жанре работали разные мастера, но, прежде всего, он связан с именем Акиро Куросавы. Режиссер мирового уровня, Куросава вывел специфический жанр за рамки национального искусства, сделав его всеобщим достоянием.
В своих фильмах Куросава неоднократно возвращался к образу самурая-одиночки, замкнутого, отгородившегося от внешнего мира и способного на поступки, которые учителя дзен называют «хлопок одной ладони», обозначая этим понятием нечто, выходящее за пределы обыденного понимания, привычного хода вещей.
Куросава рассказывал о людях «одной ладони», в, казалось бы, простой, а на деле сложной, утонченной форме, доносящей до зрителя истинный дух дзен-буддизма. Героев «одной ладони» играл Тосиро Мифуне. Он такой же «актер Куросавы», как Солоницын – актер Тарковского, а Макс фон Зюдов – актер Бергмана. Между режиссером и актером существовала уникальная химия, без которой становилось невозможным раскрытие режиссерского замысла и актерского таланта. Возможно, именно поэтому Мифуне отказался от шанса, сулившего ему сумасшедшую славу. Он отказался от предложения Лукаса сыграть Дарта Вейдера.
Однажды, в далекой Америке, еще молодой Джордж Лукас влюбился в японское кино. Его кумиром стал Куросава. Фильмы Куросавы и интерес к чань\дзену, характерный для 70-80-х годов XX века, дали певцу воюющей Галактики те компоненты легкого безумия, которые сделали «Звездные войны» «Звездными войнами». Из термина дзидай (дзидайгэку) дружно вышли рыцари Светлой стороны – джедаи (к слову, сюжет «Новой надежды» отчасти основан на фильме Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости»). Шлемы японских князей времен Сэнгоку Дзидай – великой междоусобицы, длившейся с XV по XVII века, подсказали дизайн шлема Дарта Вейдера.
Но самое главное – «японский лейтмотив» помог сформировать колоритные, на раз запоминающиеся образы. Снимая первый фильм киносаги, Лукас недаром хотел, чтобы в нем играл Тосиро Мифуне. Интересно, что он предложил актеру, мастерски создающему характеры-символы, сначала роль Оби-Вана Кеноби, а затем – Дарта Вейдера. Казалось бы, столь разные, взаимоисключающие персонажи.
А, может быть, напротив? Может быть, и здесь правы Упанишады, и «ты есть то»? Даже не две стороны одной медали – всего лишь разные проявления одного пути?
Мы еще по Толкиену проходили, что художественный уровень (и, как следствие, долговечность) фэнтези напрямую зависит от степени обобщения характеров и ситуаций. Высокую степень обобщения (до мифологической символики) «Звездным войнам» задает понятие Силы. Постижение Силы, ее светлой и темной сторон – путь, который проходит посвящаемый.
Путем просветления назвали бы его Оби-Ван Кеноби и Йода. В Китае это звучит как «чань». Путем воина назвал бы его Дарт Вейдер. В Японии это звучит как «бусидо».
Однажды, в далекой Галактике, жил Дарт Вейдер. Мы договорились, что рассматриваем оригинальную трилогию. Никаких мидихлориан, предсказаний об избранном и выборных королев с планеты Набу. Мы знаем только, что есть ученик Оби-Вана, который был джедаем, а потом стал служить императору.
Почему вдруг такая перемена? Прямого ответа нет, но нам прозрачно намекают: Вейдер хотел власти. Ну да, хотел. Скажу по секрету, в этом нет ничего противоестественного. Мы все хоти властвовать – над собой, обстоятельствами, другими людьми. Хочешь любви – уже хочешь власти, ибо нет любви без обладания любимым, а обладание – признак власти (поэтому джедаи проповедуют непривязанность).
Вопрос в том, для чего Вейдеру власть, чего именно он хочет достигнуть с ее помощью? Ему нужны материальные блага и телесные наслаждения? Так у него почти нет тела. Ему нужны трепет и обожание? Ждать обожания от окружающих – значит, в какой-то мере снизойти до них, а Вейдер не нисходит до своего окружения. Подчиненных он замечает, только когда те отличились или напортачили. Тогда следуют награда или кара – и снова опускается железный занавес. Ему нужны почести? Но нам ни разу не показали, чтобы он настаивал на каких-то особых знаках поклонения. Перед императором становятся на колени, а перед Вейдером всего лишь вытягиваются во фрунт, как положено в армии.
Так зачем Вейдеру власть? Зачем он пошел на службу императору?
Чтобы получить ответ, надо обратиться к заинтересовавшей Лукаса культуре самураев и культу бусидо.
С точки зрения республиканцев империя, конечно же, зло. С точки зрения самурая, следующего заветам бусидо, империя – единственно мыслимое устройство общества. Правда, в пятом эпизоде Вейдер призывает Люка вдвоем свергнуть императора. Вроде как не по-самурайски. Но вспомним: на ту пору действия Палпатина перестали быть адекватными. Звезда смерти наглядно продемонстрировала, что монархом овладевает мания разрушения. Будущее империи ему уже не важно, он просто пытается сохранить власть (отличительная черта всех дряхлеющих тиранов – губить то, что сами же растили и лелеяли). Священная особа императора перестала быть воплощением имперского идеала, а, значит, она перестала быть священной. Суровые последователи бусидо – сёгуны средневековой Японии – в таких случаях низводили микадо с престола, заменяя их малолетними или более послушными наследниками. При этом сохранялся непоколебимый пиетет к самим понятиям «империя» и «император».
Вейдер идет путем бусидо. Он строит империю, охраняет ее устои, борется за ее существование, выступает ее символом. Недаром имперский марш давно отождествляют именно с Вейлером, хотя звучит он не только при его появлении. Для воплощения заветной идеи у него есть все качества человека бусидо: уважение к традициям (в данном случае, к традициям древней магии), упорство в достижении цели, невероятная духовная мощь. Даже в рамках оригинальной трилогии понятно, что у Вейдера практически нет тела. Он дышит с помощью специального аппарата, рубится механической рукой, не может жить вне костюма жизнеобеспечения. Ему бы сидеть в крутящемся кресле и перекладывать всю ответственность на подчиненных, а он в один из самых опасных моментов берет двух пилотов и летит с ними громить эскадрилью Альянса. Если кто не помнит, его личный счет – шесть крестокрылов. Одного подбитого, к слову, он отпустил, не прикончил. Я не случайно обращаю внимание на эту деталь. Многие зрители признаются, что полюбили Вейдера за его сложность. Но начни расспрашивать – выяснится, что под сложностью понимают только его отношению к сыну. А ведь Вейдер, действительно, неоднозначный образ, и одним этим: «Люк, я твой отец!» неоднозначность не исчерпывается.
Духовная мощь питается духовной энергией, которая в «Звездных войнах» зовется Силой. Энергетический обмен Вейдера с окружающим миром происходит по принципу интро-экстра. Вейдер – уникальный интроверт, его отгороженность от мира не имеет аналогий ни с каким другим персонажем. Он изолирован обстоятельствами от «внешнего» и «внешних». Ему недоступен язык прикосновений; он дышит стерильным воздухом; он смотрит на мир сквозь специальные линзы. Вдобавок он изолирован от «внешнего» самим собой – полным отсутствием привычных контактов. До встречи с сыном он не ищет ни поддержки, ни одобрения, ни понимания. Одиночество, возведенное в абсолют, нарушаемое лишь одной связкой: учитель – ученик (или, что синонимично, господин – слуга). И в этой полной отрешенности от мира Вейдер действует так активно, что за ним ни одному классическому экстраверту не угнаться. Он постоянно окружен людьми, постоянно в центре событий, постоянно в действии. На протяжении трех фильмов лишь однажды вроде бы отдыхал, и то Пиетт явился, как совесть грешнику, со своим докладом.
Союз замкнутости и активности, отрешенности и вовлеченности в действие с точки зрения обыденной логики невозможен. А в бусидо это – норма, приводящая к успеху, цели, просветлению.
Тут мы подходим к кульминации пути – конечной целью бусидо, основанного на философии дзен- (чань) буддизма является просветление. То самое, которого достигли Йода и Оби-Ван. То самое, которого может достичь каждый, независимо от совершенных поступков или проступков. Хлопок одной ладони не заработать суммой добрых дел. Его можно только услышать, и суровый воин, обагренный кровью, идущий сквозь смерть, слышит его точно так же, как улыбчивый отшельник, безмятежно пьющий чай в своей хижине. Воин – такой же аскет, как и отшельник, он так же медитирует на свою цель, а отшельник в любой момент может отставить в сторону чай и взяться за меч, чтобы убить кого-то, пусть и с благой целью.
Просветление в чань/дзен понимается как внезапное озарение. Оно вроде бы не требует предварительной подготовки – возьми и выброси своего «императора» (иллюзии) куда подальше, и ты уже на светлой стороне Силы (просветление, сатори). Но неразрывно связанные притчи дзен и бусидо (кстати, дзен называли «религией самураев») рассказывают о том, что к просветлению чаще всего приходили подготовленные мастера. Оно и понятно – для того, чтобы освободиться от иллюзий, надо, как минимум, не бояться смерти, а еще лучше – не бояться жизни, какой бы крутизны она ни была. Слова Вейдера: «Теперь я мастер» приобретают в свете дзен новый оттенок, как и черный цвет его облачения (в основанных на том же чань/дзен восточных единоборствах черный пояс – знак высшего мастерства).
Мастер зла или мастер собственного пути, приводящего к сатори – каждый решает сам. Я же скажу лишь словами одного из мастеров бусидо: "Путь самурая заключается в безрассудстве".
Шлем Вейдера представленный как шлем самурая

URL записи
А теперь я расскажу вам три истории – две короткие и одну из тех, что имеют начало, но не заканчиваются никогда, даже хеппи-эндом.
читать дальше
История первая
Однажды, в далекой Японии, существовал жанр исторической драмы. Назывался он дзидайгэки. Пьесы «костюмно»-исторического характера повествовали о нелегкой жизни и славных подвигах самураев. Добро и зло, встречи и разлуки, неожиданное обретение или потеря родных-любимых и обязательные поединки на мечах. Что-то это нам напоминает, да?
Зрелищность, динамичность, понятный сюжет, яркие и цельные персонажи позволили дзидайгэки перекочевать с театральных подмостков на экран, как только в Японии появился кинематограф. В разное время в этом жанре работали разные мастера, но, прежде всего, он связан с именем Акиро Куросавы. Режиссер мирового уровня, Куросава вывел специфический жанр за рамки национального искусства, сделав его всеобщим достоянием.
В своих фильмах Куросава неоднократно возвращался к образу самурая-одиночки, замкнутого, отгородившегося от внешнего мира и способного на поступки, которые учителя дзен называют «хлопок одной ладони», обозначая этим понятием нечто, выходящее за пределы обыденного понимания, привычного хода вещей.
Куросава рассказывал о людях «одной ладони», в, казалось бы, простой, а на деле сложной, утонченной форме, доносящей до зрителя истинный дух дзен-буддизма. Героев «одной ладони» играл Тосиро Мифуне. Он такой же «актер Куросавы», как Солоницын – актер Тарковского, а Макс фон Зюдов – актер Бергмана. Между режиссером и актером существовала уникальная химия, без которой становилось невозможным раскрытие режиссерского замысла и актерского таланта. Возможно, именно поэтому Мифуне отказался от шанса, сулившего ему сумасшедшую славу. Он отказался от предложения Лукаса сыграть Дарта Вейдера.
История вторая
Однажды, в далекой Америке, еще молодой Джордж Лукас влюбился в японское кино. Его кумиром стал Куросава. Фильмы Куросавы и интерес к чань\дзену, характерный для 70-80-х годов XX века, дали певцу воюющей Галактики те компоненты легкого безумия, которые сделали «Звездные войны» «Звездными войнами». Из термина дзидай (дзидайгэку) дружно вышли рыцари Светлой стороны – джедаи (к слову, сюжет «Новой надежды» отчасти основан на фильме Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости»). Шлемы японских князей времен Сэнгоку Дзидай – великой междоусобицы, длившейся с XV по XVII века, подсказали дизайн шлема Дарта Вейдера.
Но самое главное – «японский лейтмотив» помог сформировать колоритные, на раз запоминающиеся образы. Снимая первый фильм киносаги, Лукас недаром хотел, чтобы в нем играл Тосиро Мифуне. Интересно, что он предложил актеру, мастерски создающему характеры-символы, сначала роль Оби-Вана Кеноби, а затем – Дарта Вейдера. Казалось бы, столь разные, взаимоисключающие персонажи.
А, может быть, напротив? Может быть, и здесь правы Упанишады, и «ты есть то»? Даже не две стороны одной медали – всего лишь разные проявления одного пути?
Мы еще по Толкиену проходили, что художественный уровень (и, как следствие, долговечность) фэнтези напрямую зависит от степени обобщения характеров и ситуаций. Высокую степень обобщения (до мифологической символики) «Звездным войнам» задает понятие Силы. Постижение Силы, ее светлой и темной сторон – путь, который проходит посвящаемый.
Путем просветления назвали бы его Оби-Ван Кеноби и Йода. В Китае это звучит как «чань». Путем воина назвал бы его Дарт Вейдер. В Японии это звучит как «бусидо».
История третья
Однажды, в далекой Галактике, жил Дарт Вейдер. Мы договорились, что рассматриваем оригинальную трилогию. Никаких мидихлориан, предсказаний об избранном и выборных королев с планеты Набу. Мы знаем только, что есть ученик Оби-Вана, который был джедаем, а потом стал служить императору.
Почему вдруг такая перемена? Прямого ответа нет, но нам прозрачно намекают: Вейдер хотел власти. Ну да, хотел. Скажу по секрету, в этом нет ничего противоестественного. Мы все хоти властвовать – над собой, обстоятельствами, другими людьми. Хочешь любви – уже хочешь власти, ибо нет любви без обладания любимым, а обладание – признак власти (поэтому джедаи проповедуют непривязанность).
Вопрос в том, для чего Вейдеру власть, чего именно он хочет достигнуть с ее помощью? Ему нужны материальные блага и телесные наслаждения? Так у него почти нет тела. Ему нужны трепет и обожание? Ждать обожания от окружающих – значит, в какой-то мере снизойти до них, а Вейдер не нисходит до своего окружения. Подчиненных он замечает, только когда те отличились или напортачили. Тогда следуют награда или кара – и снова опускается железный занавес. Ему нужны почести? Но нам ни разу не показали, чтобы он настаивал на каких-то особых знаках поклонения. Перед императором становятся на колени, а перед Вейдером всего лишь вытягиваются во фрунт, как положено в армии.
Так зачем Вейдеру власть? Зачем он пошел на службу императору?
Чтобы получить ответ, надо обратиться к заинтересовавшей Лукаса культуре самураев и культу бусидо.
С точки зрения республиканцев империя, конечно же, зло. С точки зрения самурая, следующего заветам бусидо, империя – единственно мыслимое устройство общества. Правда, в пятом эпизоде Вейдер призывает Люка вдвоем свергнуть императора. Вроде как не по-самурайски. Но вспомним: на ту пору действия Палпатина перестали быть адекватными. Звезда смерти наглядно продемонстрировала, что монархом овладевает мания разрушения. Будущее империи ему уже не важно, он просто пытается сохранить власть (отличительная черта всех дряхлеющих тиранов – губить то, что сами же растили и лелеяли). Священная особа императора перестала быть воплощением имперского идеала, а, значит, она перестала быть священной. Суровые последователи бусидо – сёгуны средневековой Японии – в таких случаях низводили микадо с престола, заменяя их малолетними или более послушными наследниками. При этом сохранялся непоколебимый пиетет к самим понятиям «империя» и «император».
Вейдер идет путем бусидо. Он строит империю, охраняет ее устои, борется за ее существование, выступает ее символом. Недаром имперский марш давно отождествляют именно с Вейлером, хотя звучит он не только при его появлении. Для воплощения заветной идеи у него есть все качества человека бусидо: уважение к традициям (в данном случае, к традициям древней магии), упорство в достижении цели, невероятная духовная мощь. Даже в рамках оригинальной трилогии понятно, что у Вейдера практически нет тела. Он дышит с помощью специального аппарата, рубится механической рукой, не может жить вне костюма жизнеобеспечения. Ему бы сидеть в крутящемся кресле и перекладывать всю ответственность на подчиненных, а он в один из самых опасных моментов берет двух пилотов и летит с ними громить эскадрилью Альянса. Если кто не помнит, его личный счет – шесть крестокрылов. Одного подбитого, к слову, он отпустил, не прикончил. Я не случайно обращаю внимание на эту деталь. Многие зрители признаются, что полюбили Вейдера за его сложность. Но начни расспрашивать – выяснится, что под сложностью понимают только его отношению к сыну. А ведь Вейдер, действительно, неоднозначный образ, и одним этим: «Люк, я твой отец!» неоднозначность не исчерпывается.
Духовная мощь питается духовной энергией, которая в «Звездных войнах» зовется Силой. Энергетический обмен Вейдера с окружающим миром происходит по принципу интро-экстра. Вейдер – уникальный интроверт, его отгороженность от мира не имеет аналогий ни с каким другим персонажем. Он изолирован обстоятельствами от «внешнего» и «внешних». Ему недоступен язык прикосновений; он дышит стерильным воздухом; он смотрит на мир сквозь специальные линзы. Вдобавок он изолирован от «внешнего» самим собой – полным отсутствием привычных контактов. До встречи с сыном он не ищет ни поддержки, ни одобрения, ни понимания. Одиночество, возведенное в абсолют, нарушаемое лишь одной связкой: учитель – ученик (или, что синонимично, господин – слуга). И в этой полной отрешенности от мира Вейдер действует так активно, что за ним ни одному классическому экстраверту не угнаться. Он постоянно окружен людьми, постоянно в центре событий, постоянно в действии. На протяжении трех фильмов лишь однажды вроде бы отдыхал, и то Пиетт явился, как совесть грешнику, со своим докладом.
Союз замкнутости и активности, отрешенности и вовлеченности в действие с точки зрения обыденной логики невозможен. А в бусидо это – норма, приводящая к успеху, цели, просветлению.
Тут мы подходим к кульминации пути – конечной целью бусидо, основанного на философии дзен- (чань) буддизма является просветление. То самое, которого достигли Йода и Оби-Ван. То самое, которого может достичь каждый, независимо от совершенных поступков или проступков. Хлопок одной ладони не заработать суммой добрых дел. Его можно только услышать, и суровый воин, обагренный кровью, идущий сквозь смерть, слышит его точно так же, как улыбчивый отшельник, безмятежно пьющий чай в своей хижине. Воин – такой же аскет, как и отшельник, он так же медитирует на свою цель, а отшельник в любой момент может отставить в сторону чай и взяться за меч, чтобы убить кого-то, пусть и с благой целью.
Просветление в чань/дзен понимается как внезапное озарение. Оно вроде бы не требует предварительной подготовки – возьми и выброси своего «императора» (иллюзии) куда подальше, и ты уже на светлой стороне Силы (просветление, сатори). Но неразрывно связанные притчи дзен и бусидо (кстати, дзен называли «религией самураев») рассказывают о том, что к просветлению чаще всего приходили подготовленные мастера. Оно и понятно – для того, чтобы освободиться от иллюзий, надо, как минимум, не бояться смерти, а еще лучше – не бояться жизни, какой бы крутизны она ни была. Слова Вейдера: «Теперь я мастер» приобретают в свете дзен новый оттенок, как и черный цвет его облачения (в основанных на том же чань/дзен восточных единоборствах черный пояс – знак высшего мастерства).
Мастер зла или мастер собственного пути, приводящего к сатори – каждый решает сам. Я же скажу лишь словами одного из мастеров бусидо: "Путь самурая заключается в безрассудстве".
Шлем Вейдера представленный как шлем самурая

И из комментариев:
Пишет Муравьиный лев:
11.04.2016 в 13:19
почему Вейдер оставался учеником и не пытался стать учителем столько времени и была лишь небольшая подвижка с Люком
А вот тут у меня целых две версии.
Если вести речь только о Вейдере из 4-6 эпизодов, то причина, опять же, в барьере между ним и окружающим миром. Он не чувствует вокруг себя никого,
кто мог бы со временем подняться до его уровня. Он живет в эпоху, когда искусство Силы практически забыто - в результате его же действий (ведь он истребил джедаев). Недаром гранд мофф Таркин говорит ему: "Вы - все, что осталось от древней религии". Только в Люке он увидел личность, которой может передать то, что знает и умеет сам.
читать дальшеЕсли же рассматривать все шесть эпизодов, как историю Энакина, то причина в том, что Энакин разочаровался в самом принципе обучения. Ни джедаи, ни ситхи не дали ему знание,
способное сделать счастливым себя и близких. И только, когда появляется Люк, в нем опять возникает присущее Энакину стремление не потерять близкого человека, и он пытается
сохранить Люка разными способами - то приглашая стать своим учеником, то пытаясь отдать под покровительство императора (а ведь прекрасно знает, чем это кончится -
в свое время император в свое время спровоцировал гибель прежнего ученика - Дуку от руки нового - Энакина).
Но попытки эти противоречивые, в результате он чуть не теряет сына.
Почему? Потому что он слишком привязан к империи, которую строил. В империю он вложил всего себя, это его главная любовь и привязанность до Люка. Когда Вейдер сделал окончательный выбор в пользу Люка,
он не просто пожертвовал жизнью, он собственными руками уничтожил все, что создавал десятилетиями. По сути, он в этот момент отрекся от себя самого, от результатов своей деятельности - полностью, абсолютно. Именно поэтому оказался возможным его переход на Светлую сторону, и он встал в один ряд с великими джедаями (говоря языком буддизма, перешел Поток).
@темы: Звёздные Войны, Вейдер
Спасибо за эту подборку)
И автор очень молодец.
кто мог бы со временем подняться до его уровня. - он вообще, наверное, мало что чувствует, его "блокирует" Падлыч
И только, когда появляется Люк, в нем опять возникает присущее Энакину стремление не потерять близкого человека, и он пытается сохранить Люка разными способами - а, точно! А я все думала, почему Падлыч не убрал детей? Он же догадывался, что они живы. Потому что хотел опять сыграть на том же, что и с Падме, чтобы удержать Вейдера
На мысль о нем наводила привычка Вейдера душить нерадивых подчиненных, используя Силу. Танатос ведь тоже «обрывает дыхание» умирающего. - то есть он научился чему-то у Падлыча?
может он как-то при этом "питался" их энергией.
Что до энергии - источник другой и куда более постоянный (по моему разумению) и достаточно
канонический. Самое веселое - его попробовать можно. *Интересно, Лукас пробовал?*
Хочу об этом пост настрочить, но пока не получается.
Прошу прощения, что так поздно отвечаю, у меня тут каждый день Мустафар, а по кусочкам
собираться приходится самой, добрых палпатинов в округе не наблюдается
Кстати, буду признательна вам и всем участникам комментариев, если поделитесь
мнением относительно одной вдруг ставшей мне любопытной детали.
Когда Лукас снимал Новую надежду, он еще не знал, что на Татуине есть рабство.
В Призрачной угрозе он его (рабство) сделал одной из мотиваций характера Энакина.
А вот теперь, если смотреть фильмы в порядке сюжета - от первого до шестого эпизода,
то получается, что рабство на Татуине было, а потом его кто-то отменил?
Он туда еще не летал))
Что до энергии - источник другой и куда более постоянный (по моему разумению) и достаточно
канонический. Самое веселое - его попробовать можно
Страсти?
Страсти?
Не-а. Медитация. На нее обычно смотрят так: сел в позу лотоса и ушел в релакс.
На самом деле это как раз не медитация, а именно что релакс. А медитация она разная,
но всегда энергетически заряженная. И одна из самых энергетически заряженных - медитация действия
(в санскрите для этого есть более короткий термин - карма-йога). Приблизительно и грубо - ты что-то делаешь
(посуду моешь или лайтсабером машешь, неважно) и ни на что другое не отвлекаешься. Увы, не отвлекаться,
когда моешь посуду, намного сложнее (интересно, джедаи практиковали коллективное мытье посуды?).
Nadia Yar
Мысль о том, что Вейдер и/или император отменили рабство на Татуине, конечно, соблазнительна,
Очень соблазнительна
но танцовщицы Джаббы, боюсь, самые настоящие рабы.
А вот это да. Про Джаббу в шестом фильме я как-то не вспомнила, а, выходит, зря.
Хан в карбоните
Хан в карбоните - один из тех редких случаев, когда за отсутствие логики отвечает не продюсер.
а актер. Харрисону Форду взъелось угробить свой персонаж. "Убей меня, убей!" - приставал он к Лукасу.
Хорошо еще, Лукас недоповелся. Но как результат - эпизод с карбонитом
Лея в гаремном костюмчике
Хороша
Таки настояла)
"Новая надежда" никак не вдавалась в социальное устройство Татуина
"Новая надежда" вообще ни в какое социальное устройство не вдавалась(
Например. Люк собирается поступать в академию. Какую? Имперскую? Других вроде нет. Мечтает летать на тай-файтерах и бомбить Альянс?
Увы, не отвлекаться, когда моешь посуду, намного сложнее
Агата Кристи придумывала свои детективы как раз во время мытья посуды
А мне он нравится
Хороша Недаром Кэрри Фишер настаивала, чтобы ее вынули из куколя и показали во всей красе.
Она _настаивала_? Надо же, как с тех пор изменились представления о сильных героинях)
Например. Люк собирается поступать в академию. Какую? Имперскую? Других вроде нет. Мечтает летать на тай-файтерах и бомбить Альянс?
Конечно. Именно в имперскую академию он и хотел, а перехотел в тот момент, как увидел трупы дяди и тёти, не раньше.
"Худшее, что с тобой может сделать Вейдер - это закатать в карбонит, из которого ты выйдешь без потерь.
Типичное поведение тестя с зятем
Она _настаивала_?
Дыа!
как увидел трупы дяди и тёти, не раньше.
Насчет трупов тоже пичаль. Все понимаю - надо показать, как ужасна Империя,
но... шо делатьс фразой Люка: "в отце осталось добро, я это чувствую".
Где добро? Покажите. Имя, сестра, имя! Хотя бы пару эпизодов, где Вейдер
ладно не добрый, но хотя бы колеблется между полюсами - и фраза была бы обоснована.
А так фанатам приходится додумывать "между строк". Впрочем, как всегда.
Анастасия Гарде
тема в фильме не раскрыта, имхо
Она, скорее, не озвучена - в прямом смысле, то есть, о ней не рассуждают.
Но она есть. Все хочу написать пост на эту тему и все никак руки не доходят)
Бандитом и контрабандистом, причём!
Насчет трупов тоже пичаль. Все понимаю - надо показать, как ужасна Империя,
Именно. Главное, смысл их убивать? Их надо арестовать и допросить насчёт дроидов. Мёртвые ничего не скажут.